Татьяна Черногузова: «Мы живем в эпоху татарского Ренессанса»
Казанский дизайнер ищет визуальный татарский культурный код
![Татьяна Черногузова: «Мы живем в эпоху татарского Ренессанса»](/uploads/mediateka/7d/50/ab10f87b2209f064.md.jpg)
«Многие бренды работают с темой национального культурного кода. Я называю это «татарский Ренессанс» — возрождение татарской культуры», — говорит молодой казанский дизайнер одежды Татьяна Черногузова, попутно раскрывая и собственную миссию — искать новый путь развития через изучение истории народа и его искусства. В рамках форума «Система моды 2024+6: предвидение новых сил» в Казани известная художница и основательница бренда Your yool рассказала «Реальному времени», что позиционирует свой проект как визуальное исследование национальной идентичности на языке искусства и моды. Что означает понятие «глокальный» и чем современные модники заменяют традиционную тюбетейку — подробности в материале.
Глокальный проект
Свой проект Таня Черногузова называет глокальным — это сочетание понятий «глобальный» и «локальный», которое прослеживается как в самой концепции бренда Your yool, так и в его названии, которое объединило слово «Your» (с английского — «твой») и «yool» («юл» с татарского — «путь, дорога»).
— На стыке понятий «глобальный» и «локальный» лежит мой интерес к исследованию: как, рассказывая о своем личном опыте, рассказывая о локальной культуре — в данном случае Татарстана, существовать в огромной глобализации и тенденции к унификации, объединения всего посредством интернета и путешествий. Как создать нечто новое и как эти две части будут взаимодействовать в этом новом. Вообще, «глокальный» — это социологическое понятие. При глобализации, казалось бы, должно все смешиваться, но в действительности, напротив, происходит такой феномен, что локальные события и особенности начинают выделяться, люди начинают вспоминать свои диалекты, обращаться к каким-то своим традициям как раз на фоне той самой глобализации. И я считаю, что это очень интересный феномен, в зоне которого я работаю.
«Born in Tatarstan, open to the world» — «Рожденный в Татарстане и открытый всему миру», — заявляет в одном из своих слоганов дизайнер. Свою миссию она видит в том, чтобы искать новый путь развития современного национального визуального кода через изучение истории народа и его искусства, раскрывать новые грани культуры для окружающего мира через объединение опыта, медиапроекты и коллаборации.
![](/uploads/mediateka/5c/7c/4b788ccb4501fcdf.md.jpg)
Татьяна называет свой проект визуальным исследованием. По образованию она дизайнер одежды. В этом году окончила факультет дизайна кафедры легкой промышленности КХТИ и вспоминает, как выбрала это направление учебы несколько лет назад:
— Тогда это было очень немодно. Нам всем сулили подшивание штор. 7 лет я училась на «вечерке». Не все предметы мне нравились. Я ходила туда рисовать и изучать опыт мировых дизайнеров. Кроме того, окончила и художественную школу. Первая и последняя моя наемная работа — фешен-журнал. Проработала там 6 лет и прошла путь от ассистента до главреда. Моим основным занятием было визуальное оформление, стилизация съемок. Я больше 13 лет занимаюсь модой — это мой «медиум». Мне понятный и интересный.
«Толерантность и принятие — это среда, в которой я росла»
Девушка родом из Зеленодольска, когда ее спрашивают о национальности, отвечает, что она «татарстанка». Дед по материнской линии — татарин, мать — наполовину татарка, наполовину русская. Отец русский, но в его роду есть представители и других национальностей. «Как и другие, моя семья прошла через советские годы, когда не принято было разговаривать на родном языке. Дедушка не разговаривал на татарском с моей мамой, и все остальные в моем окружении не говорили на родном языке. В школе его особенно не преподавали. Вот и получилось, что моя мама знает татарский меньше, чем я, хотя я учила татарский просто в школе в русской группе». По словам девушки, в их роду смешение национальностей, поэтому, когда перед ней встал вопрос собственной идентификации, ей важно было разобраться в себе:
— Безусловно, моя территория — Татарстан, это особенное место. С точки зрения мышления и с точки зрения сожительства разных культур. Для нас, например, нормальны смешанные браки, потому что у нас всегда жили две доминирующие национальности. Приходишь в школу, у тебя там три Алии, два Руслана, пять Маш и так далее. Даже вопросов не возникало, почему имена разные, почему кто-то говорит на другом языке. Толерантность и принятие — это среда, в которой я росла. Может быть, есть и другие примеры, но я жила в таком мире, где есть мирное сожительство народов. Думаю, это меня в том числе и определило, и через эти точки я и пытаюсь размышлять о том, что такое татарский культурный код.
«Татарский становится модным»
Своей миссией художница изначально считала необходимость показать, что татары вообще существуют, как народ. Сейчас, по мнению Тани Черногузовой, этот процесс в Казани уже запущен.
— Многие бренды работают с темой национального культурного кода. Я называю это «татарский Ренессанс» — возрождение татарской культуры. Безусловно, в сохранении идентичности важен и родной язык. Но, к сожалению, я не знаю татарского языка, я учила его только в школе, но надеюсь вновь начать его изучать, когда появится такая возможность. Я вижу, что есть тенденция к изучению татарского среди молодежи, и это классно. Сейчас есть площадки, где создают много классных вещей на татарском, в той же Национальной библиотеке. Классные, модные ребята говорят на татарском, и хочется знать, о чем они говорят, то есть татарский становится модным!
![](/uploads/mediateka/1d/21/721f1b91da757c4d.md.jpg)
Своей целевой аудиторией дизайнер считает современных молодых людей, интересующихся модой: «В основном это татары или ребята, живущие в Татарстане, а также очень много уехавших татар. Многие даже никогда и не были в нашей республике, только их родители отсюда. Для них одежда и аксессуары — это связь с чем-то родным. И в целом в татарской поэзии, песнях прослеживается моң, тоска по родному краю, по родному дому. Я думаю, это тоже зашито в татарском культурном коде». При этом Таня Черногузова призналась, что далека от массового производства, поэтому не создает одну и ту же модель в больших количествах:
— Не хотелось бы давать миру больше, чем он может употребить. А механика массового рынка — она такова. Мне это неинтересно. Я не хотела бы стать частью захламления планеты. Для меня одежда — это всего лишь форма выражения моих идей. У меня нет цели сделать 2 тысячи черных футболок с птичкой, чтобы как можно больше людей их носили. Я — дизайнер, художник, мне гораздо интереснее придумать что-то новое в небольшом количестве. Чтобы люди не спотыкались о такие же футболки, а видели их очень редко и признавали в человеке, который ее носит, родную душу, думали, глядя на него: «Ты, кажется, знаешь что-то, что знаю я».
По словам девушки, для нее это тоже символ самоидентификации. Через такие уникальные объекты одежды человек может увидеть, кто мыслит так же, как он, кто разделяет его мировоззрение.
![](/uploads/mediateka/64/7b/4d553e1f2fbab393.md.jpg)
Узор, похожий на птичку, дизайнер очень часто использует в работе. Говорит, что позаимствовала этот орнамент из резьбы по дереву: «У татар птица — символ свободы и символ домашнего очага. Это для меня две очень важные вещи, которые я стараюсь соединить. С одной стороны, это про дом, про локальную культуру, про корни. А с другой стороны, это постоянный взгляд вовне, с возможностью учиться у других народов. Как можно больше путешествовать и видеть то, какой он, этот мир, не замыкаться, признавать и узнавать больше людей и культур. Это тоже про какую-то внутреннюю свободу и про физическую свободу тоже. Потому что важно иметь возможность передвижения». Одно из самых заметных творений Черногузовой — тюбетейка-докер с национальной вышивкой:
— Тюбетейка — это яркий атрибут татарского костюма, но в классическом виде его не многие готовы носить в повседневной жизни. А это такая интерпретация. Образ тюбетейки сохраняется, при этом в современном глобальном мире в Нью-Йорке или Токио человек в тюбетейке-докере будет восприниматься просто как современный модник.
Художница объединяет татарскую культуру с культурами других народностей. Много времени проводит в Индонезии и на Бали, взаимодействует с местными мастерами по созданию одежды и уже создает коллаборации. К примеру, костяные пуговицы для одной из коллекций под названием «Йорт» были специально вырезаны индонезийскими умельцами. «Поиск идентичности, по крайней мере в татарском культурном визуальном коде, еще продолжается. Мы до сих пор не можем ответить на вопрос, что же такое современная татарская мода. Сейчас, смешиваясь с остальным глобальным миром, ищем как раз вот эту идентичность. У нас нет возможности совсем закрыться от остальных, и это было бы неправильно. В то же время мы понимаем, что нужно сохранить свою особенность — это новый путь», — считает девушка.
В ближайших планах у Татьяны новая коллаборация для создания коллекции дизайнерских объектов, на этот раз это будет коллекция для дома. Арт-директором проекта выступит казанская художница Алиса Гулканян. Главным же событием для себя дизайнер считает открытие собственного пространства в Казани. Все это время такой площадки у нее не было, поэтому сейчас художница собирает команду единомышленников.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.