«Перевернутое сафари»: пластик, кружево, деготь, Пушкин
В Казань впервые привезли выставку современного искусства Африки
![«Перевернутое сафари»: пластик, кружево, деготь, Пушкин](/uploads/articles/fa/43/08af7a71519e850e.jpg)
Масштабная выставка «Перевернутое cафари. Современное искусство Африки», занявшая почти все пространство Галереи современного искусства, открылась в конце прошлой недели и вызвала закономерный живой интерес, потому что ничего подобного Казани еще не показывали.
Экология и красота
В город выставка приехала из Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге, где находилась до начала сентября. Ее организовали совместно с галереей «Триумф» и московским центром визуальной культуры Béton. В Манеже выставку приурочили ко второму саммиту африканских государств «Россия — Африка», который прошел 27—28 июля.
Нельзя не отметить, что если в Петербурге представили работы 47 африканских и 14 российских художников (а также артефакты из коллекции Фонда просветительских инициатив Василия Поленова и различные книги, эссе, фотографии других выставок), в Казани оказалось 33 африканских и 12 российских авторов. Плюс маски и тотемы из Поленовского музея.
![](/uploads/article/7a/b0/42f3507f13ac2f21.jpg)
Но масштабы все равно впечатляют — к каждой работе пытаешься найти свой метод оценки. Что их всех объединяет — это яркое, сочное искусство, в котором зачастую материалом выступает пластик, ткани, а содержание не менее интересно, чем способы создания.
— Очень приятно, что я здесь оказался. Хотя два месяца назад это было совершенно не очевидно, — отметил управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, рассказав на открытии, что решение привезти выставку в Казань было основано на опыте организации показа работ группы «АЕС+Ф». — Казань — это город с очень странной идентичностью, здесь все настолько переплетено, что одно не отделяется от другого.
![](/uploads/article/e6/d9/db6963012b103cb3.jpg)
Смысл названия организаторы объясняют как метод ухода восприятия Африки через антропологию, этнографию, инаковость. Сафари — это «спорт для белых господ». А здесь, в первую очередь, идет упор на самопрезентацию. Главное — эстетика, которая соотносится с актуальной повесткой.
К примеру, стоящая на улице инсталляция «Тотем божества вечного сохранения воды» с множеством канистр Медерика Тюрея из Марокко говорит о неравном доступе к воде. На первом этаже висит «Абстракция» Эстер Малангу. Ее, как водится в племени ндебеле в Южной Африке, учили рисовать бабушка и мать. Сейчас ей 87. Рисунки, которыми ее сородичи украшают дома, появлялись на автомобилях и самолетах.
А вот Арман Буа, ему 45, он до сих пор живет в Кот-д’Ивуаре и является одним из ведущих художников Африки. В его работах, помимо акрила, используется деготь. Мишель Окпаре изготавливает картины и скульптуры, применяя креповую бумагу, кружевную ткань и пластиковые бутылки. Ей 27.
![](/uploads/article/4d/98/15f7362028938034.jpg)
Этнография и эмиграция
Африканские маски выставляются на втором этаже, а на первом можно увидеть скульптуру сенегалки Сени Ава Камара, напоминающую метафору о «великом множестве», когда в одном персонаже селятся десятки других. Она до сих пор живет в деревне. И это напоминание, что Африка — это континент. Он очень разный. И художники разные. Кто-то уехал за моря и океаны, кто-то остался.
О том, что эмиграция — дело зачастую подневольное, напоминает одна из центральных инсталляций выставки: Антонио Сидибе в «Бесконечной реке» нарисовал кофейными зернами силуэт корабля, который населил печеньем в виде человеческих силуэтов. Окружают ее работы на тему апроприации, вроде печально знаменитого «блэкфейса», который до сих пор используют татарстанские театры. «Бесконечную реку» назвала ключевой работой министр культуры РТ Ирада Аюпова.
![](/uploads/article/33/54/156fc722d507ca11.jpg)
Телефоны и шлепанцы
Часть экспозиции отдана российским художникам, к примеру здесь много фоторабот Ольги Мичи. Но глаз цепляется за ее фильм, в котором отец осуждает сына, что он вместо еды купил SD-карточку для радио. И теперь у них есть музыка, а питаться придется травой, если на охоте ничего не удастся добыть.
А заканчивается выставка работами на тему Пушкина, его голову сделали правнучки врача, вызванного к нему после дуэли, — Наташа и Мария Арендт. Работы российских авторов все-таки смотрятся иначе — даже их яркость порой выглядит продуманной рефлексией.
![](/uploads/article/2f/24/6ca2bae5a2a113df.jpg)
Один из популярных среди публики объектов сделан из крышек бутылок, авторучек, пластиковых ложек, ножей... Его изготовил Моффат Такадива из Зимбабве. Все материалы — найденные объекты. Дезире Моноу Коффи из Кот-д’Ивуара создает картины из клавиатур старых мобильных телефонов, его супрематические работы напоминают карты гигантских городов. А его земляк Аристид Куаме собирает портреты из переработанных шлепанцев, которые находит на пляже. Наконец, стрит-арт Янзи рисует, разбрызгивая расплавленный пластик по поверхности холста.
При этом эти картины занятно устроены, это не просто концептуальное искусство, но и просто визуальная атака, которую можно воспринимать и без каких-либо далеких ассоциаций. В формате белых стен начинаешь забывать о том, что еще такое Африка, пока не видишь гигантское кресло. Оно собрано из патронов и бомб.
— Колониальное прошлое Африки — основная беда, которую ее жители осознают как непреодолимую. Сейчас живет уже третье поколение, которое пытается преодолеть ее. Они очень сильно рефлексируют по этому поводу: почему моя страна живет так, за что я получил это? — подчеркнул Ханкин.
Выставку можно будет посетить до 4 февраля 2024 года.
![](/uploads/gallery/83/3a/58d9a1ab10be9ce2.jpg)
![](/uploads/gallery/50/4b/98aecd894978ce50.jpg)
![](/uploads/gallery/10/11/bf5a2b5816f76c5f.jpg)
![](/uploads/gallery/36/70/5d98c8d4e5a449d6.jpg)
![](/uploads/gallery/1d/dd/a1ca9f091dd3426a.jpg)
![](/uploads/gallery/65/c0/298b4ee10a75ba2e.jpg)
![](/uploads/gallery/a8/d9/04b98d5cd9d840cc.jpg)
![](/uploads/gallery/bb/44/c5d63056255cd8ce.jpg)
![](/uploads/gallery/a7/f6/a30ca2c0c75d632a.jpg)
![](/uploads/gallery/13/7d/89c4d9d3df78d6d9.jpg)
![](/uploads/gallery/af/28/c816d65c925751c2.jpg)
![](/uploads/gallery/a3/d5/3faf8f22188d06ce.jpg)
![](/uploads/gallery/ac/d4/0ef6ecab6626fa72.jpg)
![](/uploads/gallery/54/d8/b04580fccdd478ca.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/ff/8f5b727edb596ef6.jpg)
![](/uploads/gallery/d1/52/190b15e2f6ab2ada.jpg)
![](/uploads/gallery/03/f1/824e3cfd6522cfdd.jpg)
![](/uploads/gallery/e5/5f/be80a84c9879da70.jpg)
![](/uploads/gallery/3a/f9/8ade83dc4284a934.jpg)
![](/uploads/gallery/f8/e1/62af10177c64f70b.jpg)
![](/uploads/gallery/cf/a2/a9ebc4d80671cd15.jpg)
![](/uploads/gallery/5c/3a/46ac907db96e29d8.jpg)
![](/uploads/gallery/fd/89/fb7f9c4ec913d1a6.jpg)
![](/uploads/gallery/c2/7e/6b4a5d10d28a1927.jpg)
![](/uploads/gallery/e4/f7/adf09a05ea813c63.jpg)
![](/uploads/gallery/ae/c4/87acd4e1eb567732.jpg)
![](/uploads/gallery/c7/5f/0a148fe373ef14b3.jpg)
![](/uploads/gallery/f9/81/cb8340b3dd4799e6.jpg)
![](/uploads/gallery/a9/e8/9893112788ce1d1a.jpg)
![](/uploads/gallery/1a/cb/d0648cc2f14a4435.jpg)
![](/uploads/gallery/b0/28/083514aa009aecb7.jpg)
![](/uploads/gallery/5a/e4/c9564bacf826ecc7.jpg)
![](/uploads/gallery/9c/de/ef97f0af022a603d.jpg)
![](/uploads/gallery/e5/01/9edb70976056296d.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.