Слов много, а угля все нет!
В Тинчуринском театре поставили сатиру на интеллигенцию: комедию «Без ветрил»
![Слов много, а угля все нет!](/uploads/articles/c7/c1/b14f4774fd14057c.jpg)
Туфан Имамутдинов завершает сезон в Тинчуринском театре спектаклем по пьесе «Җилкәнсезләр» («Без ветрил»). В афише он называется «интерактивным», хотя взаимодействия со зрителем практически нет. Публика сидит на сцене, внутри фанерной цистерны без крыши, в два ряда, внутри круга, который периодически вращается. На расстоянии метра от тебя разыгрываются трагедии — от 1905 до 1924 года. Пьеса была написана в 1926-м.
Татар почему не разбудишь ты, время?
«Җилкәнсезләр» ставили несколько раз. Играл в ней и сам автор, Карим Тинчурин. В 1958-м ее ставил Ширияздан Сарымсаков, за что творческая группа получила одну из первых премий имени Тукая. В 2004-м ее показывали в Тинчуринском.
В 2016-м бывший режиссер ТЮЗа Георгий Цхвирава, прибыв из Омска, сделал спектакль с подзаголовком «Воспоминания о будущем». Ставили они при этом все один и тот же текст. Он о том, как революция превращает купцов в жалкого башмачника и старьевщика, выдвигает на первый план нэпманов и комиссаров. И, вообще, это комедия.
Цхвирава сделал главным героем богача Мисбаха, который, когда у него просят деньги на борьбу с большевизмом, говорит: «С деньгами я могу организовать не только национальный мусульманский полк, но и полк кафиров (неверных, — прим. ред.)». Словом, за деньги нацию не вернешь. В 2018-м спектакль сняли после двух сезонов. Завершался он тем, что герои скрывались в сценическом люке, на который бывший купец Нуретдин стелил коврик и читал намаз под песню «Заман» в исполнении ансамбля фольклорной музыки РТ. Напомним, ее записали в 1916 году в лагере военнопленных. Поет Нурмухаммет Хисаметдин из Тобольска: «Татар почему не разбудишь ты, время? Ах, ты, время, время, время, почему ты все не разбудишь их? Нет у них движения вперед, все лежат без дела. Ах, вы, время, время, время, почему ты им не разъяснишь?».
![](/uploads/article/4a/80/a3ce8db8932a28a4.jpg)
Хотел сказать, но не мог
У Имамутдинова спектакль начинается с этой песни, причем с оригинальной записи — живущая на правах воспитанницы Гульнар (Ландыш Ибатуллина) играет, представляя стол, как гигантскую пластинку. Собственно, кроме стола и декораций особо нет. Все пространство схлопнуто в этой цистерне-цирке-амфитеатре. Убрано около трети персонажей. К примеру, нет генерала Носова и купца Наума Пахомича, офицера Сахипгарая (хотя на сайте театра сохранилась информация, что его должен был играть Ренат Шамсутдинов). Так что часть реплик перешли к другим персонажам.
На пресс-конференции Имамутдинов указывал на «странность» произведения. Мол, похоже на «Белую гвардию», но нельзя исключать, что Тинчурин явно не мог писать все, что хотел. Поэтому главный герой Батырхан (Артем Пискунов) — и аферист, и драматический герой. «Мы теперь каждое утро просыпаемся в новом мире», сказал режиссер и указал на актуальность пьесы: она о глобальной безвестности.
Поскольку декораций нет, а зрители близко, это в первую очередь актерский спектакль с важными репликами. 1910 год. Социалист Сунгат (Булат Зиннатуллин) отказывается сотрудничать с купцом Нуретдином (Ирек Хафизов), который с его помощью пытается продвинуть потенциального зятя Батырхана в Думу. Батырхан, кстати, указывает Сунгату, что его цель в первую очередь интересы «тюрко-татарского народа», а не всего мира. Он — националист.
![](/uploads/article/81/4c/09ed3a08665e8e7a.jpg)
В 1916-м Сунгат уже одет в форму, ведь «Чтобы остановить войну, надо на войну идти». А заодно раздобыть ружья и бомбы. В 1917-м отцы старого мира собираются, чтобы решить вопрос с финансированием сопротивления, куда Хазрат (Харис Хуснутдинов) приходит с чапаном, засунутым для конспирации в штаны.
Полк готов, на него нужны деньги. Их не хочет давать в первую очередь Мисбах Хаджи (Зуфар Харисов). Из текста, к слову, убраны многие сатирические моменты (к примеру, девушка, которая пришла жаловаться на Мисбаха: он к ней приставал). Так что купец выступает здесь певцом практичности: дам деньги, когда вернут магазины. За помощью обращаются и к зрителям, это единственный момент интерактива.
Одна растерянная, другая немая
Разговоры мужчин часто происходят на фоне Дильбар (Аделя Хасанова). Любимая дочь Нуретдина в этом спектакле отвечает за романтичные разговоры с Батырханом, борьбу за свою честь с Ниязом (Ильфак Хафизовым). А в конце ее покровителем и мужем становится Зайнетдин (характерная роль для Рустема Гайзуллина). Совсем недавно он торговал спиртом, пользуясь неразберихой Гражданской войны, а теперь он нэпман, женат на Дильбар, пьет какао и лишает родственников всякой надежды на будущее. Потому что теперь Нуретдин работает сапожником, его сын Даут (Ильнур Байназаров) ходит везде, оглядываясь. Мисбах собирает старье на улицах. В желаниях унизиться они настолько замедляют действие, что оно сильно переваливает за обещанные два часа. Отметим, что Дильбар как выглядит растерянной выпускницей гимназии, такой остается в конце — кажется, 14 лет с несколькими войнами и революцией только подавили ее волю.
![](/uploads/article/26/58/ecaa0c24adb573c0.jpg)
А кто же тогда герой пьесы? В ней, по сути, нет симпатичных персонажей. Видимо, это практичный Зайнетдин: «Вы хотите обменять свои знания на мой капитал, я свой капитал на ваши знания менять не хочу».
И вторая дочь Нуретдина, Рокыя, но не горбунья, как у Тинчурина, а статная красавица Венера Низамова — немая. Несколько возрастных зрительниц ропщут, что угробили красивую роль, но Имамутдинов позже объясняет решение тем, что Рокыя — это правдоруб, а правда делает человека немым. Она общается знаками, а текст подается проектором на стены (в дыму эту правду особо не видно). Нельзя не заметить, что консультантом в языке жестов стала Ольга Фалахова, которая ранее помогала режиссеру со постановкой об умирающих языках «Аллюки». Словом, тема языка Имамутдинова не оставляет.
Значит, все происходящее на сцене — и впрямь цирк. Поскольку многих героев из оригинального текста нет, герои не пересекаются с внешним миром. Они постоянно внутри своего — в доме, на конспиративной квартире. Сидят за столом, чего-то ждут, надеются, собирают деньги, пока стук в одну дверь не вышвыривает их в другую. Круг крутится — но все остается прежним. По сути, «Без ветрил» у Имамутдинова — это сатира на интеллигенцию: герои сидят за столом, пьют чай, кроят из старых валенок новые, а зрители в количестве 60 с лишним человек за этим наблюдают. После все выходят в реальный мир. Реальный мир, конечно, более непредсказуем. Но такой же несмешной.
![](/uploads/gallery/4b/94/4cd040bf797e3578.jpg)
![](/uploads/gallery/2f/dc/fe5afd62023db723.jpg)
![](/uploads/gallery/ab/20/4a930b2d169fed7f.jpg)
![](/uploads/gallery/f8/3d/865388a04daeec61.jpg)
![](/uploads/gallery/96/f0/f73df7e79e0031ca.jpg)
![](/uploads/gallery/0c/a3/45230ffeec9f0157.jpg)
![](/uploads/gallery/6a/3f/691650f811bd60af.jpg)
![](/uploads/gallery/c7/a5/a87531f7ce1648bf.jpg)
![](/uploads/gallery/76/a3/859488919d9ade7f.jpg)
![](/uploads/gallery/59/4c/b88451adea60ceec.jpg)
![](/uploads/gallery/b5/ba/555948935e38e0d3.jpg)
![](/uploads/gallery/e4/4b/955a9e48e7069bd2.jpg)
![](/uploads/gallery/2c/d2/43bce6cef3e4ae91.jpg)
![](/uploads/gallery/96/05/693f6bb94da01d72.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/9e/6b0dd17dd4341b48.jpg)
![](/uploads/gallery/bd/2a/d1f010d3b64d2cd6.jpg)
![](/uploads/gallery/14/a6/cf7411d847c919fa.jpg)
![](/uploads/gallery/ea/7f/f134497f251bf6e3.jpg)
![](/uploads/gallery/f5/81/19fb7d9180f11e0e.jpg)
![](/uploads/gallery/ac/a4/8983366235fa6b24.jpg)
![](/uploads/gallery/01/a8/5fd82f552e0e1d88.jpg)
![](/uploads/gallery/83/0b/7eb6a8613392d248.jpg)
![](/uploads/gallery/34/ea/f1e1e620fcc12eb9.jpg)
![](/uploads/gallery/5f/d4/75ffae9dcdd5c47b.jpg)
![](/uploads/gallery/2b/30/3283d5fdeeed9df2.jpg)
![](/uploads/gallery/5d/9a/07f7ac34c5805e97.jpg)
![](/uploads/gallery/77/30/4b33261f0c000977.jpg)
![](/uploads/gallery/1b/46/e1045ba00e65366e.jpg)
![](/uploads/gallery/7c/9a/2ec9eae2b4be921a.jpg)
![](/uploads/gallery/5d/3b/de233a375ab824d5.jpg)
![](/uploads/gallery/38/75/3b8cf7adaeef033c.jpg)
![](/uploads/gallery/78/58/7127b887b47d9a89.jpg)
![](/uploads/gallery/c6/e1/189689ac4e36ee48.jpg)
![](/uploads/gallery/99/20/86a9f10b9d4a76dd.jpg)
![](/uploads/gallery/9d/e9/8fa6c8beacb5d21c.jpg)
![](/uploads/gallery/11/34/0652e86bae27da04.jpg)
![](/uploads/gallery/54/d2/b02048db701e1b9a.jpg)
![](/uploads/gallery/4a/b2/c26177c32f887454.jpg)
![](/uploads/gallery/3b/e4/b86d73e3317028de.jpg)
![](/uploads/gallery/55/3f/105da6fb66dd1501.jpg)
![](/uploads/gallery/ee/78/c2de372a9fd6a210.jpg)
![](/uploads/gallery/ee/23/5512dad9058d718e.jpg)
![](/uploads/gallery/7d/9a/751184da8fb3d6f1.jpg)
![](/uploads/gallery/94/fb/203f0ffc65a06a58.jpg)
![](/uploads/gallery/4f/c6/73fea2cc692c9fc5.jpg)
![](/uploads/gallery/49/b4/dd8e3e501da8b2f5.jpg)
![](/uploads/gallery/54/09/34a3fa083f7382b1.jpg)
![](/uploads/gallery/b7/22/a490fa5c3f47050f.jpg)
![](/uploads/gallery/d0/20/2b92b30e18c2a0c6.jpg)
![](/uploads/gallery/56/61/7806a922cb478225.jpg)
![](/uploads/gallery/5a/34/67a40cb53b32bdf5.jpg)
![](/uploads/gallery/95/a1/b9647c12e7cf7db5.jpg)
![](/uploads/gallery/1c/25/8b579e544571774c.jpg)
![](/uploads/gallery/aa/d7/f79dfd0e86840588.jpg)
![](/uploads/gallery/5f/fc/9326462e3a4614b1.jpg)
![](/uploads/gallery/6e/bb/77c65fac27fb3320.jpg)
![](/uploads/gallery/30/c9/22a41af0bd20507c.jpg)
![](/uploads/gallery/64/4f/d03fe09db0b62a09.jpg)
![](/uploads/gallery/11/4e/9989b5810e9367f8.jpg)
![](/uploads/gallery/c5/77/a23b575e47f9eba7.jpg)
![](/uploads/gallery/9a/95/7eabc679de79b2e5.jpg)
![](/uploads/gallery/06/69/d19ec41522dc7a53.jpg)
![](/uploads/gallery/74/2c/fa0d55801fe26968.jpg)
![](/uploads/gallery/98/89/8943f2715ce15075.jpg)
![](/uploads/gallery/4d/82/83f4c4a52840667f.jpg)
![](/uploads/gallery/98/96/ddda1e66621a9533.jpg)
![](/uploads/gallery/b2/19/ef72b9fba73fa8ae.jpg)
![](/uploads/gallery/aa/c8/7c3977ed9161c17a.jpg)
![](/uploads/gallery/62/39/fd6679ff2b1aea2e.jpg)
![](/uploads/gallery/a4/02/2a00af186ba77d8a.jpg)
![](/uploads/gallery/de/8b/1f6d293c6bd0c433.jpg)
![](/uploads/gallery/63/e6/130c306f8b24c464.jpg)
![](/uploads/gallery/92/b3/22a9ba9a3899337e.jpg)
![](/uploads/gallery/fa/b7/05fc82b4f6dfca63.jpg)
![](/uploads/gallery/05/67/1b668cf534bfc404.jpg)
![](/uploads/gallery/ac/0b/ecaaf2b9681078c3.jpg)
![](/uploads/gallery/e9/0a/06d5f3b08ff60d4e.jpg)
![](/uploads/gallery/60/7d/114317bd98e35ab6.jpg)
![](/uploads/gallery/32/d9/07f37c5cf2028371.jpg)
![](/uploads/gallery/e7/c1/85197671ccf4395f.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/fd/e1281da9c6882a82.jpg)
![](/uploads/gallery/73/01/225a2c0163f57024.jpg)
![](/uploads/gallery/62/70/2659f6606ef6b138.jpg)
![](/uploads/gallery/4b/3a/6c82d26c1998d1b2.jpg)
![](/uploads/gallery/bf/d9/47f4227a324900f1.jpg)
![](/uploads/gallery/62/c1/660261ec262f92d2.jpg)
![](/uploads/gallery/7a/dd/f54463db1a6fbda4.jpg)
![](/uploads/gallery/03/e4/3650d7f70345c656.jpg)
![](/uploads/gallery/ba/64/f877f49dcd710be6.jpg)
![](/uploads/gallery/83/1c/1ab3765ddb4d863b.jpg)
![](/uploads/gallery/36/28/6bd8d396464d05c2.jpg)
![](/uploads/gallery/67/a3/f8e950b5f48c2ef5.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.