В театре Кариева поставили пьесу врача-ревматолога
Это драма-посвящение «Белым цветам» Абсалямова
![В театре Кариева поставили пьесу врача-ревматолога](/uploads/articles/39/ea/9f79f19ce43d1d9f.jpg)
Театр имени Кариева представил необычное произведение — пьесу «Ак чәчәкләр кебек» («Белые цветы. Отражение») заслуженного врача РФ Равии Мухиной, посвященную 110-летию Абдурахмана Абсалямова и 55-летию романа «Белые цветы». Получилось ли что-то из эксперимента с производственной тематикой?
Драматург с 35 годами врачебной практики
Равия Мухина — заведующая отделением, руководитель Городского ревматологического центра им. И.Г. Салихова. В Сети можно найти немало отзывов о ее работе. К примеру: «У меня сложное течение болезни, и я практически была уже в инвалидном кресле, благодаря Равие Гаязовне я была направлена к замечательным ортопедам и теперь живу полноценной жизнью». Стаж ее работы — 35 лет.
При этом Мухина — драматург начинающий. Поэтому к произведению о жизни людей в белых халатах много вопросов.
Главная героиня, Асия Ильясовна (Энже Камалиева), крупный специалист в области ревматологии, узнает о появлении нового пациента. Его зовут Шафкат (Рамиль Вафин), и это ее первая любовь. У Шафката уже выросли дети, а его внучка (Гадиля Галиева) чрезмерно веселым голосом рассказывает своей игрушке историю, с которой ее познакомил дед, — про юную Асию (Илюса Камалиева).
![](/uploads/article/3e/80/872b89ac37691d44.jpg)
История эта развивается довольно линейно.
У Асии больной с войны отец, четверо сестер и мечта стать врачом. Она бредит романом «Белые цветы». И как-то в ее училище приходит сам писатель Абдурахман Абсалямов (Ильфат Камалиев), чтобы поведать о том, что у героини его романа Гульшагиды есть прототип, Райса Шарафутдиновна (Рамзия Закирзянова), а работает она неподалеку от медуниверситета.
Еще у Асии есть подружка Сания (Альбина Нугманова), которая как-то зазывает ее в Апастово — и становится жертвой змеиного укуса. Асия спасает подругу — и, видимо, поэтому в нее влюбляется военнослужащий, а параллельно студент-заочник педагогического института Шафкат.
Любовь на расстоянии не увенчается успехом — мальчик устанет ждать, женится, а ревущей Асие скажут: ее ждут пациенты, надо идти к ним!
И тут она и станет Асией Ильясовной. Неверного Шафката, конечно, вылечат, а внучка, разговаривающая с игрушками, захочет стать врачом (кстати, а что с героиней, у нее есть дети?).
![](/uploads/article/95/51/419e5d1b7b37d755.jpg)
Против кого играть?
Но это произойдет во второй части спектакля. А в первой мы наблюдаем картину, когда в течение всего действия нет ни одного конфликта и ни одного хотя бы мало-мальски отрицательного персонажа. А значит, и играть нечего. Можно только изображать эмоции. Не спасают ни концертная интермедия, ни сцена в клубе с платьями в горошек, ни романтические прогулки. Вот полюбил Шафкат Асию, потому что она спасла подругу. А она в нем что нашла? Пленила девичье сердце солдатская выправка? Кажется, есть наметки конфликта, когда он хочет с ней провести Новый год, а у нее дежурство — но уже через некоторое время влюбленные кружатся в танце в январской стуже…
Когда в действие вторгается реальность, то швы белыми нитками, которым скреплен распадающийся сюжет, видны особенно отчетливо. Асия говорит с бойфрендом по телефону на станции, где свою кабинку ищет композитор Сара Садыкова (отличный косплей Фирузы Зинатуллиной). Но тут она видит Асию — и сразу забывает о своих надобностях, начиная ни с того ни с сего петь осанну врачам. То же происходит в больнице, в которой все бегают в суете, но когда героиня встречает певицу Флеру Сулейманову (Гульнара Фазылзянова), все сотрудники сбегаются, чтобы спеть «Песню Гульшагиды»: «А любовь лишь одна, не приходит часто она...». Пару раз происходит что-то совсем уж невозможное: один из сокурсников Асии с перевязанной рукой просит обезболивающее, потом шутит, что в нее кто-то в больнице влюблен — а она бьет со смехом его по этой руке полотенцем.
При этом, когда происходит мелодраматичный разрыв, у главной героини все же видны эмоции. История хоть и банальная, но наблюдать это интересно. Есть намеки на сложные отношения внутри семьи, когда умирает отец Асии, но из них автор ничего так и не выстраивает, резко обрубив эту линию.
![](/uploads/article/a9/64/4d8910197811d6f5.jpg)
Белые и пушистые
Режиссеру Ренату Аюпову второй раз за сезон не везет с текстом. Осенью появилась комедия «Корт» по проходной комедии Фанавиля Галиева, поставленная явно в память об ушедшем товарище. А здесь-то что заставило театр взяться за пьесу драматурга-новичка, даже не облагородив ее работой, к примеру, более опытного соавтора?
В результате единственный герой, которому есть что играть, появляется в конце — это некий чиновник Эдуард (Ильназ Хабибуллин). Он находится в ревматологическом центре, где больные рассказывают свои печальные, но оптимистичные истории. Погодите, получается, автор сама себя хвалит за работу своего центра? Так и есть — вот Асие Ильясовне пациенты дарят цветы и поют. И Эдуард, сидящий на коляске, вспоминающий детские травмы (душевные и физические), поворачивается и соглашается на лечение. И хоть это выглядит не так эффектно, но зато есть действие, есть перемены. Ну а врача надо слушаться, Эдуард. С сидячим образом жизни шутки плохи, это вам любой журналист скажет.
Даже когда герои изображают драматичную сцену прогулки Мансура и Гульшагиды из романа, у них получается «мимимишная» комедия (а надо ли говорить, что тот разговор на берегу Казанки был одним из самых серьезных и определяющих в тексте романа Абсалямова). Представьте себе, к примеру, как выглядел бы доктор Хаус в таких реалиях: у меня болит нога, немножко, но это ничего, зато у меня отличный заведующий и прекрасный друг!
Из этой пьесы получилась бы отличная передовица в «Ватаным Татарстан»: «Лечить не только тело, но и душу». Сама оттепельная эпоха, изображаемая в произведении, как бы намекает: вот и возвращается, наряду с остальными реалиями советской эпохи, соцреализм, борьба хороших с еще более замечательными.
![](/uploads/gallery/cb/b9/292b9c2e6b0ecea5.jpg)
![](/uploads/gallery/70/ce/ffff6229c282a12f.jpg)
![](/uploads/gallery/ed/fd/edb270befaf35d71.jpg)
![](/uploads/gallery/4a/4c/d0495732e2f2024b.jpg)
![](/uploads/gallery/94/5e/60cc589c35407392.jpg)
![](/uploads/gallery/6e/1d/c7f3420931d0b762.jpg)
![](/uploads/gallery/08/1f/58bf0b0836c77db4.jpg)
![](/uploads/gallery/d4/0f/27fc5f1156d646bb.jpg)
![](/uploads/gallery/02/e1/52b0634d74dc12de.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/63/98ce0ece341e452f.jpg)
![](/uploads/gallery/04/23/b6ede4afeb878f6f.jpg)
![](/uploads/gallery/69/2f/3a01e4c2181f526b.jpg)
![](/uploads/gallery/ff/ab/68a9f058a4e37abd.jpg)
![](/uploads/gallery/0b/ef/be7e2976b6969b54.jpg)
![](/uploads/gallery/1e/0e/fd545458b8100ac3.jpg)
![](/uploads/gallery/fc/13/b88194ab0eaf1ee3.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/83/5ef1b317b0bacf92.jpg)
![](/uploads/gallery/1d/91/f00a40b0c60f54dd.jpg)
![](/uploads/gallery/91/e7/e8d0a467a20277a8.jpg)
![](/uploads/gallery/77/8a/4272cb37e6a9a0f2.jpg)
![](/uploads/gallery/27/a5/94087a60554333f3.jpg)
![](/uploads/gallery/0c/43/c14fe9e65082908f.jpg)
![](/uploads/gallery/d4/73/412d86aa11dfd1d9.jpg)
![](/uploads/gallery/a7/bf/7be1129f7247024e.jpg)
![](/uploads/gallery/91/8b/bc45df1255d4d684.jpg)
![](/uploads/gallery/22/1d/95a4599a5b682bfd.jpg)
![](/uploads/gallery/c0/2c/7f576924b4b85b62.jpg)
![](/uploads/gallery/e7/9e/f7d57cdf7dcaddf3.jpg)
![](/uploads/gallery/12/6f/8e829720bd409269.jpg)
![](/uploads/gallery/42/6e/4afee019588d3989.jpg)
![](/uploads/gallery/29/83/1a9dbe51a76066ca.jpg)
![](/uploads/gallery/5b/b0/ff91c08d4b58df48.jpg)
![](/uploads/gallery/90/bb/98a850ad6d5b0dc7.jpg)
![](/uploads/gallery/71/6b/0be8e682294e634d.jpg)
![](/uploads/gallery/c9/7a/6ae26f26bf4ef8b8.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/1a/3215bf489083cc84.jpg)
![](/uploads/gallery/6a/50/371028e700b30e19.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.