Фатих Амирхан как элемент перспективы
Размышления после фестиваля Jadidfest
![Фатих Амирхан как элемент перспективы](/uploads/articles/b1/a8/a3cec8b18ceb203c.jpg)
В Национальной библиотеке РТ прошел фестиваль Jadidfest, посвященный в этом году творчеству Фатиха Амирхана. Заместитель главного редактора «Реального времени» и организатор фестиваля Радиф Кашапов в своей колонке говорит, как пример писателя начала XX века отражает феномен «героев второго плана», который превращает в массовом сознании татарскую культуру в плоскую картинку.
Переводим на современное
Как объяснялось в статье-питчинге, идея сделать фестиваль об Амирхане появилась после того, как в Казани прошли «ПушкинФЕСТ», «Горький +», Mayakovsky-Fest. А почему бы не сделать что-то подобное, но о казанском, татарском писателе? Jadidfest в этом плане — удобный формат. Он изначально был экспериментальным, без утвержденных мероприятий. Мы посвящали его Ново-Татарской слободе, водоемам, детям, а в этом году — писателю, в Ново-Татарке родившемуся.
Фатих Амирхан родился в 1886 году, на несколько месяцев раньше будущего друга, Габдуллы Тукая. Возможно, когда писатель в детстве обитал в слободе, они даже могли играть вместе. Отец Амирхана — имам мечети Иске Таш, которая сейчас реставрируется. Сам он учился в медресе «Мухаммадия», если и не был богословом, но отлично знал Коран, при этом решил стать не муллой, а публицистом, писателем, драматургом, общественным деятелем. Он вошел в студенческую организацию «аль-Ислах», требующую реформы образования, жил в Москве, работая редактором детского журнала «Тәрбият әл-әтфаль», занимался языком эсперанто, писал пьесы о молодежи, редактировал газету «Аль-Ислах», писал для газеты «Кояш», журналов «Ялт-Йолт» и «Аң», продолжал свою работу после революции. Участвовал в создании либретто первой татарской оперы «Сания».
На фестивале мы попробовали, опираясь на его творчество, создать интересные мероприятия. К примеру, комикс о его жизни, причем каждые две страницы рисовал новый автор. Хореограф Саида Кадырова и режиссер Миляуша Ризванова с помощью 12 танцовщиков, актеров и актрис сделали перформанс «Переживания Фатиха Амирхана», в котором говорили о его конфликте со старшим поколением, неудачной попытке жениться и отношении к инвалидности.
![](/uploads/article/09/92/c279c3ddaa9d4818.jpg)
В 1907 году Амирхана разбил паралич, он до самой смерти передвигался с помощниками, на инвалидной коляске. Потому мы взяли камеру и сняли путь Амирхана от мечети Иске-Таш до ул. Жуковского, 12, его последнего адреса в 1926-м (недавно стало известно, что здание оживет, здесь планируют открыть бутик-отель).
Айсылу Шафигуллина читала, а Алина Каримова (holofonote) озвучила тексты, в частности об актуальной проблеме восприятия татарских имен.
Режиссер Амина Миндиярова поставила его незаконченную пьесу, перенеся действие в современность: любительская труппа готовится ставить «Голубую шаль» (которую писатель не видел, она появилась осенью 1926-го), обсуждает текущие новости. Дирижер Айдар Ниязов отрепетировал специально оркестрованные для его коллектива, оркестра национальной музыки, фрагменты из оперы «Сания». Перед постановкой Национальный музей, а точнее, его филиал — музей Сайдашева, представил экспозиции об опере. А 29-е число, когда играл оркестр, оказалось днем рождения одного из авторов — Газиза Альмухаметова.
![](/uploads/article/dd/2a/c12cdbe66badd4bc.jpg)
Ищи перспективу
Я ходил копировать клавир «Сании» в архив ИЯЛИ и обратил внимание, что в карточке, где записываются обращавшиеся к рукописи, совсем немного имен. Чтобы прочитать Амирхана в доступном объеме, я выписывал четырехтомник 1980-х годов. Сейчас готовят шесть томов, в него вошли тексты, которые ранее вымарывались советской цензурой: к примеру, об отношении писателя к голоду в Поволжье.
Амирхан — герой второго плана. Эксперты говорят, что описание «друг Габдуллы Тукая» намертво к нему приклеилось. В юбилейные даты, в которые традиционно выходят новые издания и проводятся другие активности по увековечиванию, народный поэт отодвигает Фатиха-эфенди. Они, конечно, сами такого и представить не могли.
![](/uploads/article/9e/8c/be7e8ab93613e83f.jpeg)
В целом в этом видится целенаправленная стратегия, идущая с советских времен. Об этом писали немецкий ученый Михаэль Фридрих в книге «Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы», показывая как менялся его образ в СМИ, в литературоведении, как он превращался в «наше все» — светлый образ, лишенный каких-либо недостатков.
Тукай, безусловно, прекрасный, значимый поэт и публицист. Но можно ли представить, что он будет отвечать за всю татарскую литературу начала XX века? Ведь человека формирует среда, а она была многообразной, противоречивой, интересной. Представьте себя где-нибудь в 1957-м, когда мало кто слышал о Гаязе Исхаки или Дэрдмэнде.
Можно ли назвать Амирхана писателем второго плана? Спортивное отношение к искусству, в принципе, допустимое явление. Просто потому, что без вторых планов не будет перспективы, картина превращается в образец наивизма или миниатюру. Но литература — это перечисление, а не утверждение первых и вторых мест.
Недавно я ходил на подкаст, где мне предложили назвать ведущего композитора, драматурга, хореографа современности в татарской культуре. Намекая: ну вот же, есть Эльмир Низамов, Ильгиз Зайниев, Нурбек Батулла? Но ведь не может один человек отвечать за всю музыку. К примеру, когда какая-нибудь малоизвестная группа говорит, что играет в стиле, условно, «нойз-джаз-этно-фриз-хардкор», маститые критики им отвечают: стиль может себя таковым называть, если в нем работает несколько коллективов.
Поэтому, называя Низамова, нужно упоминать Раупову, Хайруллину, Сунгатуллину — и других. Зайниева — Ахмадиева, Шайдуллина, Ахметгалиеву — и других. Батуллу — Нуриевых, Алекбаева, Казиханова — и других. И даже время не покажет точно, кто из них первый, а кто второй. Просто у каждого читателя, зрителя должен быть выбор.
![](/uploads/gallery/db/cc/16cd3904af9c30e1.jpg)
![](/uploads/gallery/ee/d2/9bf3870d00be4285.jpg)
![](/uploads/gallery/4f/7a/240a0d719ceb91a9.jpg)
![](/uploads/gallery/8b/87/8a66eb1c496765ea.jpg)
![](/uploads/gallery/56/9f/c386ea1922a6dd6e.jpg)
![](/uploads/gallery/c6/d3/5c783a515d6df36f.jpg)
![](/uploads/gallery/54/bd/b677ce95e276b87e.jpg)
![](/uploads/gallery/ce/0a/c19ac8db93780b49.jpg)
![](/uploads/gallery/d5/b7/ccffc099870eb562.jpg)
![](/uploads/gallery/1b/65/b4fd8929b1311b13.jpg)
![](/uploads/gallery/e0/26/e1f77cde52a9b690.jpg)
![](/uploads/gallery/cf/1a/ab92c36c0fbddb1c.jpg)
![](/uploads/gallery/0b/31/2f68593eed563e28.jpg)
![](/uploads/gallery/60/b5/1477010e0b53d5a0.jpg)
![](/uploads/gallery/c6/08/1fabba8c04b3c894.jpg)
![](/uploads/gallery/60/bb/20bf941d97878ea5.jpg)
![](/uploads/gallery/5d/92/0dc8ff6a83272e35.jpg)
![](/uploads/gallery/f9/58/4a3e0edd33d77988.jpg)
![](/uploads/gallery/73/34/10008903a2a8094c.jpg)
![](/uploads/gallery/4f/df/21e6f2ee00c8f2ea.jpg)
![](/uploads/gallery/12/ff/dcd668d4e380227f.jpg)
![](/uploads/gallery/6b/11/39fede4f3f4ccd98.jpg)
![](/uploads/gallery/a1/d5/25fd964a9a6e7f86.jpg)
![](/uploads/gallery/4f/41/cfb5a010c1c0585f.jpg)
![](/uploads/gallery/43/c4/7a54698f60f8f4c0.jpg)
![](/uploads/gallery/9c/ad/05cb0e2e2d31deea.jpg)
![](/uploads/gallery/60/ef/0923f4000d5c1d64.jpg)
![](/uploads/gallery/46/35/31b27dc52023267e.jpg)
![](/uploads/gallery/23/21/6ec9cdb7fe9a9d0f.jpg)
![](/uploads/gallery/1a/82/3d7f9360ec6872f7.jpg)
![](/uploads/gallery/41/ea/0f8df8745b637796.jpg)
![](/uploads/gallery/5b/c1/2f917f5af3d027d6.jpg)
![](/uploads/gallery/91/47/594f4b071f1a5988.jpg)
![](/uploads/gallery/64/0c/534a41f3e70219a1.jpg)
![](/uploads/gallery/72/c4/49bd4cec12451cdc.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/99/2a471b6ff6845f44.jpg)
![](/uploads/gallery/6c/b7/a5aedc150bb543dd.jpg)
![](/uploads/gallery/d5/2d/8ba6a059ff7fec93.jpg)
![](/uploads/gallery/48/7d/432ca218b69b5fb8.jpg)
![](/uploads/gallery/8e/dc/7fa606db0580f6f7.jpg)
![](/uploads/gallery/1a/ba/d14145f0a847ece1.jpg)
![](/uploads/gallery/f4/a4/ae2e3d4e752608ee.jpg)
![](/uploads/gallery/73/9e/aa3d029e17d73154.jpg)
![](/uploads/gallery/12/f8/2793036fa2f20f1c.jpg)
![](/uploads/gallery/e4/1c/955b52440304c214.jpg)
![](/uploads/gallery/52/b8/4d08eb4af11cc750.jpg)
![](/uploads/gallery/47/4c/402484b776a0c955.jpg)
![](/uploads/gallery/6d/b7/9372ed1bea65e75c.jpg)
![](/uploads/gallery/fc/63/13e1ca8fae0093d2.jpg)
![](/uploads/gallery/6c/31/d6148e317b352ca3.jpg)
![](/uploads/gallery/c0/bf/c15e36dac0805fea.jpg)
![](/uploads/gallery/88/5d/8217c9609a3bbc6d.jpg)
![](/uploads/gallery/7f/e0/e6ecfa417e5facba.jpg)
![](/uploads/gallery/a0/fe/5aaed4ba9096f2ec.jpg)
![](/uploads/gallery/3f/37/a3fc02bb111a9f81.jpg)
![](/uploads/gallery/aa/a8/fea5cca415ca9095.jpg)
![](/uploads/gallery/b1/37/13b80b05cc3976f2.jpg)
![](/uploads/gallery/4d/77/ea0e36d1cd2240ce.jpg)
![](/uploads/gallery/09/fe/0588987169b982ba.jpg)
![](/uploads/gallery/c6/70/658ca9e269850d65.jpg)
![](/uploads/gallery/b9/ed/ba4afe90651f15bf.jpg)
![](/uploads/gallery/57/ba/3e491b49c8396e63.jpg)
![](/uploads/gallery/07/b2/97f9f30767d3c708.jpg)
![](/uploads/gallery/08/c8/51905ae1c049de7f.jpg)
![](/uploads/gallery/85/03/480bad7eca71f9a7.jpg)
![](/uploads/gallery/eb/15/d523cba75ca3acea.jpg)
![](/uploads/gallery/9b/eb/2c3c8100cafccbd9.jpg)
![](/uploads/gallery/57/aa/1de3b61319be7478.jpg)
![](/uploads/gallery/53/c0/6003a4a6c20b623d.jpg)
![](/uploads/gallery/d2/cf/f1fe65f5dbeb3272.jpg)
![](/uploads/gallery/d5/98/4b782f56b8bee4ad.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/b6/6c77334b6e534f8a.jpg)
![](/uploads/gallery/31/02/7ace5d43f02c6735.jpg)
![](/uploads/gallery/8b/c4/7c339fdd42aabe52.jpg)
![](/uploads/gallery/7c/9d/b23c82ab4a9929f6.jpg)
![](/uploads/gallery/68/07/41674e0e74f2a602.jpg)
![](/uploads/gallery/f5/9a/6c906b4f3d685382.jpg)
![](/uploads/gallery/69/af/ce87d4b9943231bc.jpg)
![](/uploads/gallery/e3/ad/a926f0ad29888f3a.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».