Где я и кто я?
«Колыбельная белых пираний» — роман Екатерины РУ о поиске себя в мутной воде нестабильного мира
![Где я и кто я?](/uploads/articles/e5/11/fef220e760979c82.jpg)
На своем ли я месте? Таким вопросом, пожалуй, задавались многие. Но не многие находили ответ. Этим же вопросом задаются герои разных художественных произведений, а писатели часто дают ответ через хорошо работающий прием — прожить жизнь персонажа по-другому. Екатерина РУ немного видоизменила этот способ и дала своей героини возможность взглянуть на мир без нее.
Вера работает врачом-урологом. Ее жизнь не просто ничем не примечательна, она незаметна. Работа строго по графику, от звонка до звонка. В перерыв — обязательная чашка мутной жижи, которую другие люди называют кофе. Вера не стремится сделать карьеру: не посещает медицинские конференции, не пишет кандидатскую и не мечтает о работе в частной клинике, где хорошо платят. Вера в принципе ни о чем не мечтает. Она просто ежедневно проживает свою рутину.
Исключительной Веру делает только ее дар. Она умеет видеть чужую смерть. Точнее, слышать. В присутствии пациентов, которых в ближайшем времени ждет кончина, в голове Веры начинает звучать колыбельная музыка. Эта способность появилась у женщины еще в подростковом возрасте после череды трагических событий.
Первый раз Вера столкнулась со смертью в семь лет. Тогда через окно автобуса она увидела автомобильную аварию с зажатым между сиденьем и рулем мужчиной. Через несколько лет умерла от рака ее любимая тетя Лида, которая фактически заменила девочке вечно работающую мать. Во время учебы в старших классах умерла лучшая подруга Веры Тоня после попытки самостоятельно сделать аборт. А еще чуть позже под колесами машины погиб случайный мальчик Дима Коршунов, когда решил подобрать Верину закладку в форме рыбы с проезжей части.
Именно после смерти Димы в голове Веры зазвучала колыбельная. Мальчика сбила машина рядом с магазином детских товаров, в витрине которого крутилась музыкальная карусель с белыми рыбками, похожими формой и цветом на пираний. Позже Вера слышала эту мелодию каждый раз, когда рядом с ней находился будущий мертвец.
![](/uploads/article/82/c8/3c051d306ffe2104.jpg)
Читатель знакомится с Верой, когда она просыпается на ночном дежурстве в больнице. Ей снова снился сон про некоего мальчика Луиса, которого обижают другие дети и внутри которого живет субличность по имени Артур. В отличие от скромного и застенчивого Луиса, Артур кровожадный и агрессивный, готовый убивать. Этакая пиранья внутри. Эти хищные рыбы появляются на протяжении всего романа как метафора проблем. Иногда они представляют болезнь, которая разъедает человека изнутри. А иногда — просто назойливых людей, которые мешают спокойно пить кофе в больничном кафетерии.
Водятся пираньи в мутных водах Амазонки. И это еще одна метафора, за которой прячется враждебный мир, непонятный и неизведанный, где на каждом шагу подстерегает опасность. Но это, скорее, не мир в целом, а конкретно мир главной героини. Потому что у всех остальных людей, которые фоново появляются в книге, все более-менее понятно и ясно. У них есть цели, мечты, стремления, планы и амбиции. То, чего Вера абсолютно лишена в силу своего характера.
В романе фактически ничего не происходит, кроме нескольких встреч с разными людьми. Все основные действия разворачиваются в голове Веры. Ее размышления и воспоминания пересекаются со сновидениями. Это происходит настолько сильно, что стирается грань между сном и реальностью. Кроме этого, у главной героини явно есть психическое отклонение, хотя бы потому, что обычно люди не слышат музыку в своей голове. Писательница не дает конкретного диагноза, но отсылка к субличности у Луиса перекликается с поведением Веры, когда она принимает собственные действия за действия других людей. Оказавшись во всем этом мраке среди мутной воды собственного сознания, женщина пытается разобраться, на своем ли она месте.
![](/uploads/article/4a/80/eb2159a845e91cc7.jpg)
Не могу сказать, что эта книга обязательна к прочтению. Она точно не понравится людям, которые любят динамичные сюжеты. Хотя «Колыбельная белых пираний» и держит в напряжении, получается это за счет того, что главная героиня периодически сталкивается с реальностью, но читатель узнает об этом далеко не сразу. К примеру, в процессе чтения у меня появилось много вопросов к сюжету. Зачем неожиданно появился отец Веры, который никогда ее не видел? Жив ли Дима Коршунов? Зачем нужно было вводить в повествование помощницу Вериного мужа Алину? К концу книги я получила ответы, и все вопросы к сюжету отпали.
Но остались вопросы к авторской стилистике. В романе слишком много прилагательных, которые порой вводят в ступор. К примеру, у одного героя были молочно-голубые глаза. Я до сих пор не совсем понимаю, что это за цвет. Как у сиамских кошек? Если верить поисковому запросу по картинкам, то да. Такие описания сбивали с толку, поскольку они неочевидны. Приходится отрываться от развития сюжета и задумываться, по сути, над незначительными вещами. И почему-то многие сравнения в романе так или иначе связаны с едой: «светло-зеленые крыжовенные глаза», «кровь словно размазалась по всему весеннему небу — густым красным повидлом», «сдобное тело… словно поднявшееся тесто» и т. д.
Если вам нравятся книги, в которых сон сливается с реальностью, а герой постоянно рефлексирует и занимается самокопанием, то сложные Верины поиски своего места в мутной воде ее сознания придутся вам по душе.
Издательство: «АСТ»
Количество страниц: 285
Год: 2021
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Екатерина Петрова — автор Telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Благодарим кофейню Pesky за помощь в проведении съемок.