Новости раздела

«Их нравы»: ударом разбить мраморную колонну, завалить намасленного противника и возродить турецкое «айкидо»

Боевые искусства в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о традиции боевых искусств на Ближнем Востоке и о современных попытках возрождения боевых традиций…

Действие, возведенное до уровня искусства, обогащает культурное наследие народа. Данное положение характерно как для лепки горшков, так и для приготовления пищи. В этой связи примечателен тот факт, что не только на Востоке действия, направленные на нападение и на оборону, получают статус искусства. Конечно же, в период своего становления единоборства разрабатывались как средства защиты или же нападения, для обеспечения жизнедеятельности индивида. Однако с увеличением количества повторений, а, как известно, для достижения совершенства необходимо минимум 10 тысяч повторений, единоборства обросли налетом таинственности, обрели некую сакральную философию и стали органичной частью мироустройства жрец — воин — земледелец…

В этом кратком обзоре речь пойдет о традиционных единоборствах Османской империи и о современных попытках возрождения боевых традиций.

Не жалейте масла

Наверное, самым основным и самым традиционным видом единоборств, присущим османам, является борьба, а именно так называемый «яглы гюреш», то есть «масляная борьба». Действие происходит на ровной и открытой местности, которая именуется «Эр Мейданы», что можно перевести как «поле брани» или «поле воина». Атлеты перед схваткой намазывают свои тела оливковым или же другим растительным маслом. Правила довольно просты: необходимо положить соперника на лопатки, используя приемы борьбы, однако с учетом того, что скользкого соперника довольно трудно схватить, задача усложняется. Обычно на Эр Мейданы одновременно соревнуются сразу несколько пар борцов. Победитель в паре выходит в следующий тур, и так до финала.

Считается, что «масляной борьбой» турки занимаются еще со времен перехода тюрков из Анатолии в Румели. В память об этом событии в Эдирне каждый год с июня по июль проводится турнир по «масляной борьбе», который называется «Кыркпынар гюрешлери» (условно говоря, это «борьба сорока потоков»). Согласно преданию, 40 тюрков-мусульман под предводительством Сулеймана Паши ночью переплыли через Дарданеллы, вышли в Галлиполи и участвовали в завоевании Румели.

Во времена Османской империи соревнования по борьбе, которые проводились вне стен дворца, устраивались во время свадеб, в пользу каких-нибудь благотворительных организаций и в частных залах. Так же устраивались специальные соревнования в честь окончания месяца Рамадан.

Буду бить аккуратно, но сильно

Пожалуй, наиболее интересным явлением в османских боевых искусствах по праву считается «Османлы Токады» — османская пощечина. Это специальная техника нанесения смертельных ударов противнику голыми руками, которая использовалась добровольными нерегулярными частями армии Османской империи, именовавшимися «азаб». Солдаты этих частей с молодых ногтей тренировались, нанося удары по специальным мраморным колоннам. На битву они выходили безоружными и оголив свое тело до пояса, видимо, тем самым пытаясь вызвать ужас в рядах противника. Одним ударом могли сбить с ног всадника вместе с лошадью. Самых отчаянных мастеров пощечины именовали «башибузуками». Думаю, что данный термин не нуждается в переводе.

В современной Турции есть курсы, которые предлагают обучение технике «Османлы Токады», даже снят одноименный художественный сериал по этой теме.

Наши дни

Характерной особенностью практически всех народов в периоды различных потрясений и стояния у порога «нового времени» является возвращение к истокам и возрождение традиций. Так, в плане спортивных традиций в 90-е годы прошлого столетия в нашей республике были попытки восстановить систему тюркских и среднеазиатских боевых искусств «Кара каплан» и «Кальга», помню, в газете «Юлдаш» даже публиковали специальные статьи по данной тематике. А в России в этот период шло активное восстановление таких древнерусских боевых практик, как «Шике» и «Бур». Ну а в современной Турции в рамках развития политического курса на «новый османизм» ведутся разработки чисто тюркских боевых искусств, которые, как утверждают их основатели, черпают не только вдохновение, но и традиции в османских и мусульманских боевых искусствах. Перечислим некоторые из них:

  • «АМАРОК» — древнетюркское боевое искусство, которое было систематизировано и применено его основателем Хаканом Хасламаном в 1995 году. АМАРОК расшифровывается как Алпаутнунг — бесстрашный богатырь, Менгу — бесконечный, Аз рак — редкий, Огуз Кюреши — огузская борьба;
  • «Асес» — османско-тюркское искусство борьбы, было основано Атабейем Шефик Гюлтеном. Название основатель связывает с организацией, которая обеспечивала безопасность в Османской империи;
  • «Сайокан» — тюркское боевое искусство, основанное Нихатом Йигитом в 1999 году. Название переводится как «путь каганов и воинов».

В данном обзоре приведены лишь некоторые, наиболее характерные и особенные виды боевых искусств Османской империи и современной Турции. К сожалению, в современных реалиях не сохранились традиции наподобие иранского «зурхане» или же китайского «цигун».

Боевые техники с применением холодного и стрелкового оружия заслуживают отдельного упоминания. О них как-нибудь в следующий раз.

И напоследок необходимо отметить, что, конечно же, в Османской империи, да и, наверное, во всем мусульманском мире, в плане боевых искусств непререкаемыми авторитетами были пророк Мухаммад (с.г.в.) и Хазрети Али (р.г.), которые сами занимались борьбой, бегом, плаванием, стрельбой из лука и были прекрасными наездниками.

Булат Ногманов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Булат Ринатович Ногманов— ведущий специалист по международным связям Академии наук РТ, переводчик.

Родился 31.10.1985 г. в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров