«Тайная недоброжелательность» как путь к успеху
Фестивальная премьера «Пиковой дамы» прошла вполне успешно

«Пиковая дама» Юрия Александрова, открывшая XXXV международный фестиваль оперного искусства им. Ф.И. Шаляпина, продемонстрировала еще раз способность казанской оперы делать классические постановки яркими и современными.
Сорок четыре мгновения
Как известно, у повести Пушкина и либретто «Пиковой дамы», написанного братом Петра Ильича Чайковского Модестом, имеется ряд расхождений. Основные, пожалуй, касаются финала. У Пушкина Лиза, воспитанница Графини, вполне благополучно выходит замуж, а Германн (с непременными двумя «н», подчеркивающими его национальную принадлежность), попадает в дом скорби — Обуховскую больницу для умалишенных.
Германн Пушкина — немец, хотя и с профилем Наполеона. Он — чужестранец. Германн — это не имя, а фамилия героя. У Чайковского Герман, скорее всего, русский, собственно, его национальность нигде не обозначается. Лиза — внучка Графини, то есть обладает более высоким социальным статусом, чем Герман. Финал оперы трагичен — и Лиза, и Герман гибнут.
Томский у Пушкина — внук Графини Анны Федотовны, поэтому семейная легенда про Сен-Жермена и три карты ему хорошо известна. У Чайковского он просто знакомый семьи, но именно его рассказ наталкивает Германа сделать роковой шаг. Деньги, как он поет в финале, «груды золота», нужны ему для повышения статуса. Уже из этого короткого экскурса видно, как Чайковский менял сюжетные коллизии Пушкина в сторону большей трагичности.
Чайковский написал «Пиковую даму» всего за 44 дня, находясь во Флоренции. Причем сочинял музыку, строго идя по фабуле — от начала до конца. Возможно, он бы так и не обратился к повести Пушкина, но поступил заказ от директора Императорских театров Всеволожского написать оперу с действием, происходящим во времена Екатерины II. Любопытная деталь: композитор отождествлял себя с Германом, внося личные переживания в музыкальную ткань спектакля.
Игры взрослых людей
«Пиковая дама» — четвертый спектакль Юрия Александрова на сцене казанской оперы. До этого были «Аида», «Севильский цирюльник», «Любовный напиток». Вообще же, как рассказывает сам режиссер, он не первый раз ставит «Пиковую даму» — счет приближается к десяти. Одна из постановок, она была осуществлена в «Новой опере», вызвала волну критики из-за весьма неординарной режиссерской концепции. Но Александров часто и верно говорит о том, что если в городе один оперный театр, вряд ли стоит идти на эксперимент. И «Пиковая дама» в Казани поставлена в академическом ключе.
Пожалуй, необычностью постановки можно считать, что в казанском спектакле не одна Графиня (Татьяна Ерастова), а множество. Вся ее свита приживалок — это клоны Графини. Как черные вороны они кружат вокруг нее, появляясь в самые трагические минуты действия. Графиня в трактовке Александрова — это олицетворение темной силы, рока, который преследует человека, вовлекая его в водоворот страстей. Гибельных страстей.
Герман (Сергей Поляков) — жертва, жертвы и Лиза (Оксана Крамарева), и Елецкий (Владимир Мороз). Их судьбы так или иначе поломала Графиня. Ее знание секрета трех карт с точки зрения христианства греховно, как и греховна сама игра в карты. Но этот грех придает ей злую силу влиять на жизнь окружающих.
Игра в карты в спектакле Александрова ведется беспрестанно, она идет даже в сцене Миловзора и Прилепы, персонажи одеты в костюмы дамы червей и трефового короля. В сцене Германа и Графини, когда он умоляет ее раскрыть тайну трех карт, старуха кокетливо отходит от Германа, разбрасывая по пути колоду. Эта сцена происходит на фоне огромного портрета Графини в молодости, где она все еще «Московская Венера».
Сценография спектакля (ее автор Виктор Герасименко) лаконична и изящна одновременно — черный прозрачный суперзанавес, придающий действию иллюзорность, минимум стилизованной под екатерининскую эпоху мебели, пафосные люстры, видеопроекции и необычная игра света, когда действие на сцене в нужные моменты становится черно-белым, графичным.
Музыкальный руководитель постановки Марко Боэми, он и стоял в дни премьер за дирижерским пультом, прочел партитуру оперы Чайковского как безусловную трагедию, но трагедию без пафоса, и оттого она кажется еще страшнее. Слишком обыденно, только перекрестившись, уходит в темный водоворот Лиза, слишком поспешно, словно боясь, что передумает, стреляется Герман. В смерть самой Графини сразу трудно поверить. Она даже поначалу кокетничает с Германом, приняв его за очередного поклонника, и вдруг начинает сползать на пол тоже каким-то случайным движением. Страсти роковые губительны.
Карта «пиковая дама» означает при гадании тайную недоброжелательность. В казанской опере все наоборот — «Пиковая дама» на Шаляпинском фестивале задала высокую планку именно узнаваемостью, если не ситуаций, то характеров. Ведь все мы — рабы страстей, хотя и стараемся этого не признавать. Но, как известно, если долго смотреться в бездну, то бездна начинает смотреться в тебя.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.