Ростуризм подведет отели под общий ГОСТ
Казанских отельеров ждет еще одна стандартизация и федеральная проверка в дополнение к региональной
Еще не успела закончиться большая работа по классификации отелей, а Ростуризм уже готовит к внедрению новый «туристический» ГОСТ. А перед этим ведомство проведет широкий общероссийский мониторинг. На этот раз стандартизация затронет не только гостиницы в городах проведения ЧМ—2018, а средства размещения по всей стране. Документ готовился в недрах ведомства без широкого общественного согласования, а доступен для изучения должен стать уже в одобренной Общественной палатой версии. Впрочем, эксперты уверены, что все нужные стандарты уже содержатся в системе классификации.
Ростуризм озаботился ГОСТом
Сегодня, 25 октября, в Общественной палате РФ должно пройти обсуждение проекта национального стандарта качества туристических услуг. Ранее его одобрил общественный совет при Ростуризме. Пока текст документа недоступен, хотя документ уже оказался в распоряжении «Известий». Известно, лишь что свод правил получился довольно подробным, и к нему смогут присоединиться российские и зарубежные туроператоры, отели и авиакомпании, а специально созданный экспертный совет будет присваивать им специальный рейтинг.
В ближайшее время документ должны разместить на сайте Ростуризма. У пользователей появится возможность проголосовать за документ и оставить комментарии. Итоговый вариант будет утвержден Росстандартом и станет официальным ГОСТом.
Интересно, что в регионах пока о новом стандарте ничего неизвестно. «Этот ГОСТ еще надо увидеть, посмотреть, на что он направлен, какого объема и глубины комментариев и требования предъявляются участникам рынка», — рассуждает Оксана Саргина, руководитель Центра развития туризма Республики Татарстан.

«И так есть налог на гостиницы, налог на туризм, на то, на се»
Для отелей введение ГОСТа будет уже второй попыткой привести их к единому знаменателю. Напомним, ранее был запущен большой процесс классификации отелей в регионах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года. Завершить классификацию планировали в этом году к 1 июля. В итоге процесс классификации был продлен до 1 января 2017 года — в регионах не успевали завершить оценку всех объектов. Кроме того, не решен вопрос, есть ли необходимость в классификации всех гостиниц областей и республик, если соревнования будут проходить лишь в столицах регионов.
— Общие требования к гостиницам уже есть в системе классификации РФ, которая обязательна, по крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане, — считает Саргина. — Что касается авиакомпаний и туроператоров, то, наверное, новые, современные, инновационные подходы нам нужны, потому что рынок развивается. В любом случае, ГОСТ носит добровольный характер.
Михаил Скоблионок, владелец сети гостиниц «Регина», также считает, что в отношении средств размещения все необходимые стандарты уже внедрены: «Сейчас все отели оценены на «звездочность», и когда идет такая оценка, это означает выполнение определенных стандартов».
В этой ситуации внедрение ГОСТа для отелей, скорее, может означать распространение уже имеющихся стандартов на всю Россию. Впрочем, сами отельеры видят от внедрения ГОСТа не только плюсы, но и минусы, опасаясь, что затраты на содержание контролирующих органов лягут на их плечи.
— Любая вещь должна иметь стандарт, должна быть сделана по ГОСТу, соответственно, услуга должна быть оказана в соответствии с каким-то стандартом, а не так, чтобы каждый отсебятину делал, — продолжает Скоблионок, но тут же оговаривается, — это все, конечно, правильно, только не случится ли так, что будет создана очередная государственная структура, которая будет проверять все эти стандарты, ГОСТы, а мы за это будем выплачивать? Эту структуру все-таки нужно за счет чего-то содержать, правильно? А содержится с чего? За счет бизнеса. И так есть налог на гостиницы, налог на туризм, на то, на се. Так они еще и это хотят придумать. Все зависит от того, как правильно это будет организовано. Если не будет создаваться новая структура с новыми налогами, с новыми делами… Экспертный совет кто оплачивать будет? С кого он будет брать взятки, чтобы поднять рейтинг гостиниц?

Ростуризм промониторит отели перед введением ГОСТа
Параллельно с внедрением ГОСТа, Ростуризм запускает и всероссийский мониторинг объектов туристической инфраструктуры. По данным «Известий», наиболее распространенная проблема сейчас — несоответствие цены качеству, а также устаревшие жилой фонд и оборудование. Все это предстоит выявить в ходе мониторинга. Отдельно будут проверяться схемы распространения льготных путевок — доходят ли они до тех, кому положены. Изучаться будет и соответствие новым требованиям к туристическим услугам, содержащимся в новом ГОСТе. Всероссийский мониторинг должен продлиться до весны следующего года.
В отдельных регионах подобные проверки проводились и ранее. В Татарстане даже была разработана собственная система мониторинга гостиниц.
— У нас такой мониторинг средств размещения ведется Центром развития туризма, — рассказывает Оксана Саргина. — Мы заполняем все статистические данные, ведем показатели экономической эффективности, системы качества. У нас разработан свой индекс качества по «тайному гостю», и свой сбор ADR (average daily room rate — cредняя цена за номер/ночь, — прим. ред.), и загрузки. Мы такой мониторинг ведем уже три года. И я очень рада, что Ростуризм хочет ввести такую систему на всю Россию.
Однако владельцы гостиниц считают такой мониторинг чрезмерным: «Я еще раз повторюсь: «звездочки» присвоили, и больше ничего не надо. И во всем мире так работают: мы смотрим, сколько звезд, а тот, кто присвоил их, должен следить за соблюдением стандарта».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.