Новости раздела

Как «дотащить» инвестиции: Минуллина просит «поднять» расходы на дороги к промпаркам

На выездном заседании Комитета Госсовета по инвестициям согласились искать источники для строительства дорог к промпаркам

Как «дотащить» инвестиции: Минуллина просит «поднять» расходы на дороги к промпаркам
Фото: Мария Зверева

«500 млн рублей [дают] на всех, и там [на конкурсе Минэкономики по распределению субсидий на инженерную инфраструктуру, — прим. ред.] идет серьезная борьба между промпарками. Этого объема однозначно не хватает», — обратилась за поддержкой к парламентариям руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина. Комитет по экономике и инвестициям Госсовета республики в полном составе сегодня приехал в «логово инвесторов», чтобы решить, как преодолеть три главных барьера на пути инвесторов — нехватку инфраструктуры, кадров и законодательные ограничения. Однако промышленники попросили упорядочить «размножение» промпарков, заявив, что те просто «оголяют оборонку». Подробнее — в материале «Реального времени».

«Денег в стране много, вывести — сложно»

Татарстан входит в топ-10 регионов РФ по объему привлеченных инвестиций, но ворваться в пятерку сильнейших мешает всего-то чуть-чуть, заметили сегодня на выездном заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета республики. Впервые за несколько лет татарстанские парламентарии нового созыва прибыли в «инвестиционную колыбельную» республики, чтобы посвятить ей почти четыре часа. Среди почетных гостей были гранды большого бизнеса — гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Марат Фаляхов, глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов, а также авторитетный гуру — экономист Марат Галеев. Причем их волновали не столько победные позиции Татарстана в рейтингах, сколько перспективы дальнейшего привлечения инвестиций в экономику республики. Ведь в условиях трехкратного повышения ключевой ставки ЦБ (с июля 2023 года по ноябрь 2024 года) инвестору проще положить деньги на депозит и «стричь купоны», чем строить новые производства в регионах, сошлись во мнении участники заседания. Стоит ли ждать роста инвестиций? Что делать, чтобы стимулировать приток частного капитала?

Мария Зверева / realnoevremya.ru

Пока итоги первого полугодия 2024 года не дают повода для тревоги. По данным АИР, Татарстан занял шестое место по привлечению инвестиций в ВРП, собрав 521,5 млрд рублей. Впереди оказались Санкт-Петербург (579,9 млрд рублей) и Московская область (635,8 млрд рублей). В тройку вошли Москва (2 трлн), Ханты-Мансийский округ — Югра (799 млрд) и Ямало-Ненецкий округ (744 млрд). Татарстан идет в динамике 2023 года, когда республике удалось вдвое поднять результат, заметила Талия Минуллина.

По ее словам, инвестиции в республику направлены в обрабатывающие производства. Но все-таки небольшое отставание от Санкт-Петербурга немного задевает. Как заявила Талия Минуллина, денег в стране много, вывести их за границу сложно, поэтому инвесторы будут вкладываться. В тренде — логистика (склады), инновационные технологии, медицина, перечислила она.

Как мечты инвесторов бьются на «раздолбанной дороге»

В Татарстан вкладываются, создавая производства в промышленных парках. Но слабая, неразвитая инфраструктура портит дело, а разочарованные инвесторы убегают. Поучительный кейс привели из Альметьевска. Летом этого года из частного промпарка ИП Гайнутдинова ушел российский резидент, который занимался стекольным производством. Причина — разбитая подъездная дорога, при перевозке по ней продукция разбивалась вдребезги.

— Огромная партия стекла из Москвы доехала до Казани целиком, а при подъезде к промпарку разбилась, — рассказал о летнем ЧП гендиректор АО «Проекты Татарстана» Булат Тимербаев.

Такую потерю инвестор пережить не смог и расторг соглашения. Хотя нужно было проложить асфальтированную дорогу, но ни у управляющей компании, ни у резидента не было денег.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

— Не только новые резиденты туда не приходят, но и уходят. Дорога раздолбанная, — подчеркнула «казус момента» Талия Минуллина. — Им не просто так хочется красивого и ровного асфальта. Без этого они не могли работать.

Многие промпарки не могут выйти в плюс из-за слабой инфраструктуры, поэтому необходимо увеличивать расходы на эти цели. В настоящее время бюджет у Минэкономики РТ скромный.

— 500 млн рублей [дают] на всех, и там [на конкурсе Минэкономики по распределению субсидий на инженерную инфраструктуру, — прим. ред.] идет серьезная борьба между промпарками. Этого объема однозначно не хватает, — обратилась за поддержкой к парламентариям руководитель Агентства инвестиционного развития.

За последние два года поддержку государства на строительство дорог получили всего два парка. Это промзона Мензелинска и промпарк «Весна» в Васильево. Теперь очереди ждет парк ИП Стахеева в Чистополе. Под кураторством АО «ПТ» на сегодняшний день находятся 17 частных промышленных парков, в них работают порядка 114 резидентов.

— Большинство парков не имеют готовую инженерную инфраструктуру, для этого нужны значительные дополнительные вложения финансов, которых нет ни у УК, ни у резидентов. В основном всем требуется асфальтирование территорий, — сообщил Булат Тимербаев.

500 млн рублей на всех — это ни о чем

В подтверждение руководство Зеленодольска заявило, что при поддержке власти (неважно, федеральной или региональной) парк начинает работать и действовать.

— Вот поддержали промпарк «Весна» на 50 млн в части дорог — и сразу пришли новые резиденты. Сначала их было четверо, а теперь — восемь. А всего лишь появилась подъездная внутриплощадочная дорога, — рассказала первый замглавы исполкома Зеленодольского района Анастасия Бауэр.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

По ее словам, в настоящее время местные власти обсуждают строительство нового промпарка «Турбина» с инвестициями в 1 млрд рублей, но требуется 200 млн для присоединения к электрическим сетям. «Мы будем заявляться на программу Минэкономики на 200 млн рублей, тогда как на все парки выделяют 500 млн. Конечно, нам могут сказать: ребята, у вас и так все хорошо, занимайте очередь с конца, остальные стоят давно. Конечно, 500 млн рублей — это ни о чем», — согласилась она.

Однако промышленники попросили упорядочить «размножение» промпарков, заявив, что те просто «оголяют оборонку».

— У нас, у промышленников, всегда две проблемы: первая — нет заказов, вторая — появились заказы, — пошутил вначале глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов.

Он выступил за то, чтобы строительство промпарков было упорядочено.

— Я — за частный бизнес, нужно иметь в виду, что «оголяется оборонка». Главам ставят задачу увеличить количество промпарков, а мы, промышленники, везем кадры издалека. Вот у меня 400—500 человек — приезжие, живут в общежитии. Но они «съедают» себестоимость, уменьшаю инвестиции в свой завод. С кадрами нужно что-то делать, — вопрошал он.

В ответ глава АИР заверила, что вскоре размещение промпарков будет проводиться централизованно. Карту с их размещением готовит Институт пространственного развития РТ.

— Возможность поднять расходы на дороги есть, но надо искать источники, не все же за счет бюджета, — резюмировал в заключение депутат Госсовета Марат Галеев.

По его словам, парламент будет выходить с инициативой по завершению строительства инженерной инфраструктуры, включая дороги. Кроме того, для привлечения кадров рассматривается вопрос строительства общежитий.

— Сейчас резко замедлится рост продаж инвестиционных квартир, у строительных компаний освобождаются мощности. Есть вариант переключения мощностей на строительство арендного жилья и общежитий, — сообщил он.

Кроме того, депутаты собираются провести корректировку федеральных законов по ГЧП и концессионным соглашениям. Возможно, что эти вопросы успеют вынести на очередную сессию 28 ноября.

1/32
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьМашиностроение Татарстан

Новости партнеров