Пробелы в законе о такси: за отсутствие ОСАГО у виновника ДТП платит потерпевший
Каждый пятый водитель в Татарстане ездит без страховки, и в основном это таксисты
Поправки в федеральный закон о такси не закрыли в нем огромную брешь, утверждают автоюристы. Российские законодатели исходят из того, что водители, работающие на собственном автомобиле, априори законопослушны и приобретают все предусмотренные законом страховки. Однако низкая мера ответственности за нарушения такого рода и отсутствие обязательного требования при выдаче лицензии перевозчику приводят к тому, что материальный ущерб терпят добросовестные автовладельцы, попавшие в ДТП по вине таксистов. В пробелах в законодательстве о такси и лицензионных требованиях, а также их последствиях разбиралось «Реальное время».
Зачем новая страховка, если старая не работает?
С 1 сентября текущего года на такси распространили действие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…». Так законодатели решили повысить безопасность пассажиров легковых такси и их финансовую защиту в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.
На перевозчиков распространили систему обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажирами (ОСГОП). В результате максимальную выплату в счет возмещения вреда жизни пассажира такси подняли до 2,025 млн рублей, его здоровью — до 2 млн, а выплаты за причинение вреда имуществу составят не менее 23 тысяч на человека.
Новшество приветствует юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем, однако сомневается в его эффективности:
Копвиллем говорит, что таких примеров у него и у его коллег только в Казани множество. Причем обычно полис отсутствует у злостных нарушителей ПДД, у тех, кто уже не раз был причиной аварий на дорогах. Им гораздо дешевле заплатить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, который на сегодня для физлиц составляет всего 800 рублей, чем покупать страховку, которая стоит в 10—20 раз дороже и будет дорожать с каждым совершенным ДТП.
Правда, есть дополнительный рычаг воздействия — управление автомобилем без страховки запрещается, то есть госинспектор может отстранить водителя от управления. И косвенным рычагом воздействия на недобросовестного автовладельца могла бы быть эвакуация авто на штрафстоянку, которая обходится дорого. Но в ст. 27.13 КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень всех случаев, когда автомобиль могут переместить на штрафстоянку, и отсутствие полиса ОСАГО там не упомянуто.
«Мы забыли про ОСАГО»
Рустэм Сабиров отметил, что количество аварий, совершаемых двумя группами водителей — водителями такси и начинающими, молодыми «гонщиками», сейчас буквально зашкаливает. При этом практика сдерживания страховых тарифов приводит, по его мнению, к тому, что страховые компании во избежание убытков крайне неохотно продают страховые полисы этой категории водителей.
Как рассказал собеседник издания, недавно в числе пострадавших от нарушителей закона об ОСАГО оказался его близкий родственник. У виновника ДТП — таксиста — оказался фальшивый полис страховки.
— По его словам, купил он эту «бумажку» за 1 000 рублей. «чтобы показать гаишнику в окно». Получается, сотрудники ГИБДД не «пробивают» такие документы на месте проверки, а довольствуются демонстрацией подделки? Разговоры о совмещении двух баз — РСА и ГИБДД — идут уже лет 15. РСА выделил на это огромную по тем временам сумму — $1 млн, а система не работает, никто ничего не проверяет.
«Их не так много»
Таксисты, по его словам, не приобретают полис ОСАГО, ибо страхуют автомобиль не как такси, а как личный автомобиль, поскольку «профессиональная» страховка значительно дороже в силу высокой аварийности на этом виде транспорта.
— С будущего года планируется проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер, — напомнил он о грядущих нововведениях. — Это должно стимулировать покупку страховок.
Ринат Касимов рассказал, что с 1 октября заработала Национальная страховая информационная система, в которую страховщики отгружают информацию по заключенным договорам. Но имеют ли возможность сотрудники ГАИ пользоваться этой базой и в режиме онлайн проверять действительность предъявленного им водителем полиса ОСАГО, ему не известно.
В сводках не значатся
«Реальное время» направило в адрес начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Рустема Гарипова запрос о том, сколько автомобилей зарегистрировано в настоящее время в республике и, в частности, в Казани и владельцы скольких из них имеют действующие полисы ОСАГО, а также попросило уточнить, имеется ли у ГАИ возможность на месте проверить наличие подлинного, неподдельного полиса ОСАГО у водителя. Также мы запросили информацию о том, сколько поддельных полисов выявлено автоинспекторами в 2023—2024 годах. Как сообщили изданию в пресс-службе ведомства, запрос был передан в работу, ответ будет опубликован по получении.
Последний раз информацию о рейде с целью проверки легковых такси МВД по РТ публиковало 30 июля 2024 года. Она была посвящена совместному рейду Госавтоинспекции Казани и Управления по вопросам миграции.
— В рамках оперативно-профилактического мероприятия проверено более 100 водителей и привлечено к административной ответственности более 30 недобросовестных перевозчиков, три автомобиля помещены на специализированную стоянку, — сообщали в МВД по РТ. — В числе нарушений и несанкционированное внесение изменений в конструкцию транспортного средства, технически неисправные автомобили (в их числе с неисправной тормозной или рулевой системой).
О нарушителях, которые не имели полиса ОСАГО или предъявили подделку, по итогам этого рейда не сообщалось.
В прошлом десятилетии борьба с поддельными полисами ОСАГО велась активно. В Татарстане в 2016 году прошел громкий судебный процесс над торговцами фальшивыми бланками. В последние годы сообщений о выявленных фальшивках не звучало. В регулярно публикуемых сводках ГИБДД также практически отсутствует информация о предъявленных водителями поддельных полисах, равно как и о рейдах по выявлению тех, кто управляет автомобилем, не имея страховки.
А может им лицензию не давать?
По мнению Владлена Копвиллема, надежным инструментом в наведении порядка со страховками в такси могла бы стать система выдачи лицензий на право работы в этом бизнесе. Сегодня в список требований для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Татарстана, опубликованный на сайте Минтранса РТ, наличие действующего полиса ОСАГО не входит.
Не предъявляют такого требования и агрегаторы при заключении договора с водителями, желающими работать на личном автомобиле. Им достаточно водительского удостоверения и информации об автомобиле. Требования «Яндекс. Такси» в России сводятся к наличию российского гражданства, водительского удостоверения категории В, возрасту (старше 21 года), опыту вождения (не менее трех лет на большинстве тарифов и не менее пяти на тарифах «Бизнес» и «Премиум»), владению русским языком, а также наличию смартфона или планшета.
На запрос «Реального времени» о том, существуют ли еще какие-то требования вроде действующей страховки, агрегатор пока ответа не дал. А в «Такси Везет» такие вопросы переадресовали в «Яндекс. Такси».
— Если бы требование иметь полис ОСАГО было обязательным для работы в такси, а за его отсутствие лицензию было бы можно аннулировать, это стало бы дополнительным рычагом воздействия на недобросовестных водителей, которые экономят на страховке, — считает Копвиллем.
«Реальное время» обратилось с запросом в Минтранс РТ о причинах, по которым к таксистам не предъявляется требование, которое может обеспечить дополнительные гарантии если не безопасности перевозок, то хотя бы компенсации причиненного ими ущерба. По получении ответ будет опубликован.
Кроме того, издание обратилось к депутату Госдумы Дмитрию Гусеву, который известен законодательными инициативами в сфере такси. На днях он призвал законодателей и заинтересованные стороны поднять вопрос о возвращении части таксистов в легальное поле, что будет способствовать безопасности как пассажиров, так и водителей.
P. S. В ответе начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Рустема Гарипова на запрос «Реального времени», который был получен после выхода статьи, сообщается, что на 1 января 2024 года в Татарстане было зарегистрировано 1 млн 402 тыс. транспортных средств, а прирост количества транспортных средств за 2023 год составил 30 634 единицы, или 2,2%.
— На 1 тыс. жителей республики приходится 350 транспортных средств, — уточнили в ГИБДД.
Как выяснилось, Госавтоинспекция МВД по Республике Татарстан не располагает информацией о количестве действующих полисов ОСАГО. Однако нас заверили, что при патрулировании либо по приезду на место ДТП госавтоинспекторы использует единую автоматизированную информационную систему страхования путем обращения к официальному сайту Национальной страховой информационной системы для проверки наличия и подлинности полисов ОСАГО. Правда, эта система действует лишь с 1 октября 2024 года — как проверялись полисы ранее, нам не сообщили.
— Страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудника полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа может быть представлен в виде электронного документа или его копии на бумажном
носителе, — пояснили в ГИБДД.
При этом оказалось, что ни в 2023-м, ни в 2024 году госавтоинспекторы не выявили ни одного поддельного полиса ОСАГО!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.