Новости раздела

Три спектакля и 43 участника: в Татарстане стартует второй сезон проекта «Видимо-невидимо»

Дети из сел республики под руководством профессионалов будут постигать театральное мастерство

Три спектакля и 43 участника: в Татарстане стартует второй сезон проекта «Видимо-невидимо»
Фото: предоставлено пресс-службой театра Камала

«Мы много рассуждаем о том, как важно говорить с детьми и подростками, но часто до настоящего диалога руки не доходят. Нам, как взрослым, необходимо выстроить его и выслушать наших детей», — так обозначила цель театрально-педагогического проекта «Видимо-невидимо» соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова. В октябре стартует второй сезон проекта — команды детей уже набраны и в скором времени они вместе с профессионалами начнут ставить спектакли. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Театр горожан»

Второй сезон открыл в Татарстане театрально-педагогический проект «Видимо-невидимо». В нем примут участие 43 ребенка из трех сельских школ Балтасинского района.

Три команды режиссеров, драматургов и хореографов в дни осенних каникул поедут к детям, чтобы создать спектакли в формате «театр горожан». Он включает в себя театральные игры на развитие личности, коммуникативных навыков, воображения, осознанности. В результате игр соберется полноценный спектакль.

Второй сезон в Татарстане открыл театрально-педагогический проект «Видимо-невидимо», рассказала учредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова. Мария Зверева / realnoevremya.ru

31 октября школьники покажут результаты своего труда в селах для родителей и друзей. 3 ноября показ состоится уже в Казани на площадке театра MOÑ — для более широкого круга зрителей.

— Режиссеры и педагоги уже съездили в разведывательную экспедицию, в результате школы составили списки ребят, которые хотят участвовать в проекте, — рассказала учредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова.

«Нам важен каждый подросток со всеми его сложностями»

Особенность проекта заключается в том, что в нем задействованы жители малых поселений Татарстана. В необходимости проводить подобные мероприятия уверена другой соучредитель фонда — Инна Яркова.

— Второй важный аспект: принимают участие в проекте именно дети и подростки. Мы много рассуждаем о том, как важно говорить с ними, но часто до настоящего диалога руки не доходят, — обозначила она. — Важно, что в этом проекте мы не отбираем ребят по их талантам. Нам важен каждый подросток — с его сложностями, проблемами, с его внутренним миром. А у подростков он не бывает простым. Нам, как взрослым, хочется выстроить этот диалог и выслушать их.

Особенность проекта заключается в том, что в нем задействованы жители малых поселений Татарстана. Необходимо проводить подобные мероприятия для продолжения жизни в них, уверена другой соучредитель фонда — Инна Яркова. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Главное для проекта — желание детей, уверена Яркова. Необходимо учесть особенности каждого из них и показать зрителю.

— Кроме того, мы стараемся отправлять в села самых продвинутых и молодых режиссеров. Для нас, конечно, важна социальная составляющая, но мы все-таки — про театр и творчество, нам необходима художественная составляющая, — подчеркнула спикер.

Яркова привела пример прошлогоднего проекта:

— В прошлом году после последнего показа спектакля у нас была общая дискотека. Оказалось, многие дети никогда не были в Казани. Поэтому очень важно, чтобы молодые режиссеры приезжали в деревни и знакомились с детьми.

«Мы хотим поговорить с детьми на тему страха»

— Мы взяли тему страха, я не знаю, пойдут дети за ней или нет. Но для начала мы обозначили, что мы хотим поговорить с ребятами о том, что их беспокоит, чего они боятся. Тем более среди них есть 9—11-е классы. У них синдром выпускника: «Школа закончится, а что делать дальше?» Мы хотим с ними об этом поговорить, — рассказала о своих планах драматург, представитель одной из команд Дина Сафина. Она вместе с партнером — хореографом Эдуардом Хабибуллиным станет наставником для детей на несколько дней.

В своей работе Сафина также хочет отказаться от формы высказываний и поставить пластический спектакль. По ее мнению, это даст детям больше возможности раскрыться.

— Я много работала в формате «театр горожан». Всегда в первую очередь всем в голову приходит форма высказываний. Люди берут сакральную тему и произносят монолог о личной жизни. Я подумала, что мне это неинтересно. Кроме того, от меня, как от драматурга, всегда ждут текстов. Я подумала, почему бы не пойти в сторону танцев, тем более с подростками. Это возраст, когда хочется действовать, выплескивать энергию, — пояснила она.

В своей работе Дина Сафина также хочет отказаться от формы высказываний и поставить пластический спектакль. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Кроме того, по мнению драматурга, многие дети могут стесняться говорить на сцене, а танец сможет раскрепостить их.

— Естественно, мы будет очень много разговаривать с детьми. Я надеюсь, что они откроются, и мы сможем выстроить с ними доверительные отношения. Я буду брать у них интервью, мы проведем игры, тренинги, будем использовать их цитаты в титрах, — поделилась Дина Сафина.

«Детей волнует то же, что и нас»

Наставница другой команды, актриса Камила Растумханова, поделилась, что планирует раскрыть с подопечными тему подросткового выбора:

— Я работаю в команде вместе с режиссером, драматургом и актером Владом Минкиным. Мы не готовимся сильно заранее, не продумываем все до мелочей. У нас есть тема — подростковый, детский голос в обществе, их выбор. Но мы не знаем, зайдет ли это ребятам. Если нет, то, естественно, подумаем еще.

Наставница другой команды, актриса Камила Растумханова, поделилась, что планирует раскрыть с подопечными тему подросткового выбора. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Актриса также заявила, что главное в этом проекте не результат, а само общение с детьми.

— Нам важны эти 5—6 дней, в которые мы будем плотно общаться с ними, находить общий язык. Конечный результат не в приоритете. Если он получится, то будет здорово, если нет — ничего страшного. Мы идем за тем, чтобы познакомиться с этими ребятами, понять, что их волнует. Мне кажется, что их волнует то же, что и нас, но сформулируют они это лучше, — пояснила она.

«Работа с детьми — возможность быть ближе к жизни»

Руководители третьей команды, режиссеры Юрий Блинов и Дарья Гуськова, напротив, не везут детям определенной идеи. По их мнению, необходимо воплотить задумки самих подопечных.

— Мы не везем ребятам конкретную идею, потому что не хотим навязывать им свои режиссерские фантазии. Мы сами будем идти за детьми и их идеями. У нас есть варианты выражения этих мыслей, но суть останется за ними, — пояснил Блинов.

Руководители третьей команды, режиссеры Юрий Блинов (на фото) и Дарья Гуськова, напротив, не везут детям определенной идеи. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Спектакль не главная цель, которую преследуют наставники. Важно дать детям возможность раскрепоститься:

— Нам не так сильно важен конечный результат, который мы представим зрителям. Понятно, что, выходя на сцену, надо что-то дать зрителю, но я не всегда с этим согласен. Работая с подростками, важно, чтобы ребята тоже что-то получали. Выход на сцену — это возможность почувствовать себя хозяевами пространства.

Также Гуськов рассказал о форматах, в которых смогут работать дети. Это и танцы, и проза, и поэзия, и музыкальные инструменты — все, что захотят они сами: «Мы можем лишь помочь детям определиться с форматом и собрать их работы в единую картину».

— У меня богатый педагогический опыт. Работа с детьми — это всегда возможность быть ближе к жизни, — заявил режиссер.

Елизавета Пуншева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураОбразование Татарстан

Новости партнеров