Новости раздела

Рустем Гарипов: «Наш основной посыл — пропаганда. Но тех, кто нас не слышит, будем жестко наказывать»

Глава татарстанской ГАИ — о трагедиях на дорогах, пьяных водителях, бесшабашных мотоциклистах и важности пропаганды

Рустем Гарипов: «Наш основной посыл — пропаганда. Но тех, кто нас не слышит, будем жестко наказывать»
Фото: Мария Зверева

На дорогах Татарстана с начала года задержали 8 000 нетрезвых водителей, 500 из них попались не в первый раз. Подростки гибнут на питбайках и мотоциклах, подаренных им на дни рождения. Использование мобильников за рулем регулярно приводит к авариям — и хорошо еще, если без жертв и пострадавших. Однако в целом планомерная работа ГАИ Татарстана приводит к снижению печальной статистики на дорогах республики. Об этом и о многих других аспектах безопасности дорожного движения на онлайн-конференции «Реального времени» говорил Рустем Гарипов, начальник Управления Госавтоинспекции МВД по РТ. Он призывает всех жителей республики — и автомобилистов, и пешеходов — быть внимательными, обязательно соблюдать правила дорожного движения и всегда помнить, что ошибка на дороге может привести к трагедии.

«Каждая цифра в статистике — это судьба ребенка»

— Сегодня мы с вами встречаемся на экваторе Всероссийской недели безопасности дорожного движения. Что это за неделя, какие цели она преследует?

— Цель одна — безопасность дорожного движения. Это, а особенно все, что связано с детьми, мы всегда ставим во главу угла. Работа, связанная с детьми и профилактикой безопасности дорожного движения, ведется всегда, без остановки. Но сейчас, в течение этой недели, мы особенно акцентируем на этом внимание. Сотрудники полиции и ДПС несут службу возле школ. Проводятся лекции для детей, родительские собрания — во всех учебных заведениях еще раз повторяем правила дорожного движения, поясняем их на примерах. И, конечно, призываем водителей соблюдать правила дорожного движения. Ведь дети — это самая незащищенная категория участников дорожного движения, которая подвержена опасности. В связи с этим мы обязаны об этом говорить, говорить и еще раз говорить.

Если говорить о цифрах, у нас на сегодняшний день снижается статистика по количеству погибших и пострадавших на дорогах детей. Но мы должны понимать, что каждая цифра в этой статистике — это судьба ребенка. Одно мгновение может привести к громадной трагедии. Я говорю не только о погибших, но и о пострадавших на дорогах детях, которые остаются инвалидами, получают серьезные травмы. Мы призываем всех соблюдать правила дорожного движения.

Есть один статистический показатель — когда мы говорим, что ДТП произошло по неосторожности ребенка. Но я не устаю повторять, что ребенок не может быть виноват. Значит, это где-то мы недоработали, где-то родители недосказали, не проинструктировали. Это задача общая — не только родителей. Мы благодарны за эту работу в том числе и Министерству образования, которое постоянно повторяет с детьми правила безопасного поведения на дороге и в транспорте. Я думаю, только сообща мы можем добиться того, чтобы на наших дорогах не было трагедий, связанных с детьми.

Дети — это самая незащищенная категория участников дорожного движения, которая подвержена опасности. В связи с этим мы обязаны об этом говорить, говорить и еще раз говорить.

— 2024 год насыщен международными событиями. Растет в процессе подготовки к ним нагрузка на сотрудников ГАИ? Какая работа ведется? Как водителю воспринимать регулярные закрытия дорог и ограничения движения, которые происходят в связи с этим?

— Во-первых, мы должны гордиться, что эти мероприятия проводятся у нас в Казани. Во-вторых, я прошу водителей с пониманием относиться к ограничениям, когда они вводятся на дорогах. Это нужно, во-первых, для обеспечения безопасности, а во-вторых — для того, чтобы все мероприятия прошли хорошо и даже на отлично.

Действительно, растет нагрузка на наших сотрудников, она колоссальная. Но я хотел бы сказать, что она и в повседневном режиме непростая, это работа не из легких. В дождь, в зной, в зимние холода основная задача сотрудника ГАИ — обеспечивать безопасность дорожного движения в любых условиях.

С начала года 8 000 водителей были задержаны за вождение в нетрезвом состоянии

— Что делается в республике для того, чтобы планомерно снижать количество ДТП? Особенно для того, чтобы вразумить серийных нарушителей.

— У нас постоянно идет снижение числа ДТП с пострадавшими. Но, к сожалению, фиксируется рост количества погибших по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если в прошлом году на дорогах республики погибли 190 человек, то в этом — уже 210. Двадцать человек — это не просто цифра. Ведь для нас, для общества, для семьи даже один пострадавший или тем более погибший на дороге — огромная трагедия.

Мы постоянно ведем громадную работу совместно с правительством республики, МВД, другими ведомствами. Все прикладывают большие усилия, чтобы эти цифры снизить до минимума. Большие надежды мы возлагаем на пропаганду безопасности дорожного движения. Пропаганда, пропаганда и еще раз пропаганда! Не просто так информацию о каждом ДТП мы публикуем по всем нашим каналам: показываем те ошибки, которые приводят к трагедии. Выступая в школе, мы говорим, что любую отметку в школе можно исправить, а ошибку на дороге никак не исправить, она может привести к громадной трагедии.

К сожалению, многие водители, которые совершают нарушения, нас не слышат. Работа на постоянной основе с ними ведется. Для нас не панацея — кого-то наказать или закрыть. Но без этой работы, к сожалению, никак. Есть водители, которые передвигаются за рулем в состоянии алкогольного опьянения. В республике снижены показатели по ДТП с участием нетрезвых водителей. Но это не должно нас успокаивать.

Большая работа ведется с водителями, лишенными права управления: машина отправляется на штрафстоянку, водитель подвергается административному аресту. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

К сожалению, есть водители, которые садятся за руль нетрезвыми. С начала года более 8 000 водителей уже задержаны за это. Более 500 из них привлечены уже повторно — теперь они привлекаются к уголовной ответственности. Но некоторых и это не останавливает. Так или иначе, у нас теперь есть такой рычаг: остановив машину с пьяным водителем, мы можем изъять автомобиль. Во-вторых, большая работа ведется с водителями, лишенными права управления: машина отправляется на штрафстоянку, водитель подвергается административному аресту.

Есть те, кто нарушает правила, реально влияющие на аварийность: например, выезжают на встречку. Водители, к сожалению, до сих пор не понимают, что больше всего трагедий происходит при лобовых столкновениях на встречной полосе. На этой неделе в Алексеевском районе выезд на полосу встречного движения привел к гибели двоих людей. Некоторые водители пренебрегают ремнями безопасности. Это тоже приводит к трагедиям.

Работа ведется, водителей-нарушителей наказывают. Я еще раз говорю: наш основной посыл — пропаганда, но кто нас не слышит — будем жестко наказывать.

«Уважаемые родители, вам стоит услышать нас. Питбайк, мотоцикл — смертельная игрушка!»

— Я был в шоке, увидев подборку ДТП с подростками на питбайках. Насколько велика и сложна эта проблема? Что делается для того, чтобы как можно меньше детей становилось жертвами питбайков?

— В первую очередь безопасность детей зависит от нас, взрослых. Чтобы мы не допускали детей к этим видам транспорта. Ребятишки хотят кататься — но есть специальные площадки, на которых они могут отрабатывать свои навыки. Перед тем, как сесть за руль такой игрушки, нужно обязательно обучиться, получить водительское удостоверение, обзавестись мотоэкипировкой. Это нужно контролировать. Ведь, во-первых, у детей еще не настолько развит инстинкт самосохранения. Во-вторых, они не понимают, к каким трагедиям может привести оплошность на дороге.

Хочу отметить: не только с детьми происходят ДТП. Вчера в Нижнекамском районе взрослый мужчина погиб на месте, выехав на мототранспорте на дорогу и столкнувшись с автомобилем. В Альметьевском районе парень без мотоэкипировки опрокинулся на питбайке — летальный исход. Таких фактов множество.

А что касается детей — я никак не могу понять, почему родители этого не слышат. Уважаемые родители! Вам стоит задуматься и услышать нас! Мы каждый год говорим, что питбайк, мотоцикл — смертельная игрушка. В прошлом году ребенку ко дню рождения подарили мотоцикл, он на нем выехал, столкнулся с машиной, умер в больнице. Подростка хоронили прямо в день рождения. Или в нынешнем году в Лениногорске было ДТП с питбайком, в котором погиб ребенок, получивший его на день рождения. В Лаишевском районе дети на маленьком квадроцикле попали в аварию со смертельном исходом. Таких примеров только у нас в Татарстане множество. Сколько их еще нужно? Ежегодно около 300 человек гибнет на дорогах республики. Неужели кто-то хочет стать следующим?

Ежегодно около 300 человек гибнет на дорогах республики. Неужели кто-то хочет стать следующим?

Это, кстати, не только о водителях, но и о пешеходах, которые переходят дорогу в неположенном месте. Вчера в Черемшанском районе мужчина резко выбежал на дорогу — причем в зоне видимости был пешеходный переход! Попал под автомобиль и погиб на месте.

Мы призываем всех быть предельно внимательными на дорогах — и пешеходов, и автомобилистов!

«Сели за руль — от точки А до точки Б ваше внимание должно быть обращено только на дорогу»

— Поговорим о мобильных телефонах. Водители за рулем даже не только звонят, но и переписываются, смотрят ролики. Что с этим делать?

— Львиная доля водителей пользуется телефонами. Никто из них не робот, не святой. Никто стопроцентно не соблюдает запрета. Но я бы сделал подборку случаев ДТП, которые из-за этого происходят. Даже тех, в которых по счастливому стечению обстоятельств нет погибших и пострадавших. Секундное отвлечение, простая невнимательность приводят к ДТП! И очень часто водители после таких происшествий говорят сотрудникам ГАИ, что отвлеклись на телефон.

За трагедиями тоже далеко ходить не нужно: был резонансный случай, когда у нас в Татарстане девушка вела онлайн-трансляцию через мобильный телефон и прямо в процессе попала в аварию со смертельным исходом. Ведь за рулем достаточно отвлечься на секунду, чтобы случилась беда. Независимо, где передвигается водитель — отвлекшийся на телефон, он не успеет среагировать на события. Особенно во дворах, где на дороге внезапно может оказаться ребенок. Каждый должен всегда садиться за руль с тем настроем, что в любую секунду на дороге может появиться ребенок. Отвлекся на секунду — уже произошла трагедия.

За использование мобильника водители привлекаются к ответственности, их наказывают, но до сих пор не все понимают, к чему может привести использование мобильника. Люди говорят: «Ну что тут трагичного? Я же не пьяный сел за руль». Или: «Я же не разговаривал, только сообщение набирал», — но это же еще опаснее! Сейчас многие автомобили оборудованы системой дистанционного разговора по телефону. Если ее нет — можно говорить через гарнитуру (наушники с микрофоном).

Обращаемся ко всем еще раз: не отвлекайтесь за рулем ни на что. Сели за руль — от точки А до точки Б ваше внимание должно быть обращено только на дорогу! Если нужно срочно поговорить — остановитесь в безопасном месте, включите аварийку и делайте все свои дела.

За рулем достаточно отвлечься на секунду, чтобы случилась беда. Независимо, где передвигается водитель — отвлекшийся на телефон, он не успеет среагировать на события. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

— Одно время было много ДТП с участием водителей общественного транспорта. Какова ситуация сейчас?

— Их количество примерно стабильно от года к году. Сотрудники ГАИ держат на постоянном контроле все общественные перевозки. В первую очередь скажу про школьные автобусы: все они перед началом учебного года стопроцентно проверяются на станциях технического обслуживания. Над этим работают сотрудники ГАИ совместно с Министерством образования. Любые перевозки детей в республике с нами согласовываются.

А что касается городского общественного транспорта, любой автобус на дороге в фокусе внимания ГАИ. Чтобы перевозки были безопасны, а техника — исправна. К сожалению, случаются инциденты, когда водители автобусов выходят в рейс нетрезвыми. Например, вчера в Альметьевском районе был остановлен вахтовый автобус. Водитель был нетрезв, отказался от медосвидетельствования на месте. Автобус был помещен на спецстоянку, пассажиров направили дальше на другом транспорте.

«Человек на самокате вообще никак не защищен от травмы»

— Средства индивидуальной мобильности продолжают распространяться. Нарушения фиксируются: тут и скоростная езда по тротуарам, и езда по несколько человек на одном самокате. Как это контролируется? Растет культура управления ими?

— Несколько лет назад самокат могли бросить где угодно: и в общественном месте, и на тротуаре, и даже на проезжей части. Сегодня компании, сдающие в прокат самокаты, нас слышат: они установили специальные места стоянок.

Что касается нарушителей, по ним работа продолжается. В первую очередь мы пропагандируем безопасное вождение. Во-вторых, работаем с наказаниями: привлекаем тех, кто нас не слышит, к административной ответственности. Мы обращаемся и в службы кикшеринга, чтобы их аккаунты блокировали. Если самокатчики будут соблюдать все требования и правила ПДД, это должно привести к тому, что будет меньше трагедий.

Мы обращаемся ко всем пользователям самокатов: соблюдайте меры личной безопасности, ПДД, проявляйте взаимное уважение к другим участникам дорожного движения. К сожалению, все еще есть ДТП с самокатами. Люди гибнут, получают травмы. К сожалению, львиная доля этих событий происходит, когда человек на самокате пересекает проезжую часть и попадает под колеса.

Люди гибнут, получают травмы. К сожалению, львиная доля этих событий происходит, когда человек на самокате пересекает проезжую часть и попадает под колеса. Максим Платонов / realnoevremya.ru

По-другому не сказать: если хотят погибнуть или получить инвалидность— то их никто не спасет. Ни наши доводы, ни наказания. Все зависит только от них. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Поэтому я еще раз призываю соблюдать ПДД и ни в коем случае не нарушать их на самокате. Тем более человек на самокате вообще никак не защищен от травмы: если у мотоциклиста есть хотя бы специальная экипировка, то самокатчик не имеет ничего из этого. А скорость развивает весьма серьезную. Но любое увеличение скорости может привести к серьезной травме или даже гибели.

— По средствам видеоконтроля и фотовидеофиксации нарушений. Не далее чем этим летом презентовали привязной дрон. Он уже работает? Какой у него будет функционал?

— Мы еще только планируем работать с ним. Функционал будет широкий. В первую очередь он рассчитан на профилактику встречных столкновений на аварийных участках, где происходили ДТП с погибшими и пострадавшими. Он очень мобильный, оперативно раскладывается на любом участке дороги, в течение 10 минут запускается в воздух. На лету он может бесперебойно сутки работать на фиксацию нарушений.

Также мы планируем использовать его там, где собираются пробки и заторы — мониторить дорожно-транспортную ситуацию. Но основной наш посыл — предотвращать трагедии с выездом на полосу встречного движения. Потому что с этим связано до 70% смертельных случаев на дорогах.

«Направлений у нас очень много, мы приглашаем юношей и девушек попробовать себя»

— ГАИ участвует еще и в обеспечении экологической безопасности. Например, вместе с нашими экологами проводите операцию «Чистый воздух».

— Мы благодарны Министерству экологии Республики Татарстан за то, что совместно проводим эти мероприятия уже не первый год. Для нас безопасность должна быть во всем — не только на дорогах. И в плане экологии — тем более, потому что здесь мы думаем не только на сегодняшний день, но и на несколько поколений вперед.

Мы работаем совместно с Минэкологии, проверяя влияние автомобилей на качество воздуха, контролируя соблюдение экологических норм. Кроме того, работаем и над снижением шумового загрязнения. Замеряем шумовую нагрузку в вечернее и ночное время (в летний период), проверяем и легковой, и грузовой, и мототранспорт. Наши сотрудники прекратили регистрацию уже сотен автомобилей, в конструкцию которых были внесены изменения, нарушающие покой жителей нашего города. Они ведь мешают простым людям! Над этим ведется постоянная и планомерная работа.

Тех, кто хочет прочувствовать нашу работу на себе, я приглашаю прийти лично ко мне. Я, как глава республиканской ГАИ, готов с каждым поговорить, увидеть потенциал, сказать, готов он или не готов к этой службе

— В начале года вы говорили, что в ГАИ есть кадровый дефицит. Удалось ли выправить ситуацию? Или, если вам нужны еще специалисты, расскажите нам, кто вам нужен.

— Некомплект действительно есть. Но его мы называем рабочим. Связан он, например, с тем, что сотрудники уходят на пенсию. Ведь в МВД можно выйти на пенсию после 20 лет службы. А у сотрудников ДПС год идет за полтора: значит, они могут 13 лет отработать и выйти на пенсию.

Но тех, кто пришел к нам по призванию, пенсионный возраст и достижение выслуги не останавливают, они продолжают нести службу. Я многим ребятам говорю: «Вы придите, пройдите этот путь. Он очень достойный, правильный». Большую нагрузку имеют и ребята, которые несут службу на дороге, и те, кто заняты на кабинетной службе. В повседневной деятельности у нас много направлений.

Тех, кто хочет прочувствовать нашу работу на себе, я приглашаю прийти лично ко мне. Я, как глава республиканской ГАИ, готов с каждым поговорить, увидеть потенциал, сказать, готов он или не готов к этой службе. Направлений у нас очень много, можно выбрать то, что по душе. Например, любитель мотоциклов оценит наш большой мотопарк. Многие наши ребята каждый год с нетерпением ждут весны, чтобы в мотопатрулях выезжать на дороги республики. У нас теперь есть классные мотоциклы — мы благодарны за них раису Татарстана, руководству республики и МВД.

Автомобили в нашем распоряжении тоже замечательные. Когда я начинал работать, у нас был ВАЗ-2106, и мы ему еще очень радовались! А сегодня это классные, красивые авто с кондиционерами, в них есть функционал, который раньше мы в фильмах только видели.

А если вам интересна работа со СМИ — у нас есть отдел пропаганды. Который, кстати, работает не только со СМИ, но и с детьми — со школами, с садиками. Это очень интересная, классная работа — профилактировать ДТП.

Есть ребята-дорожники, которые контролируют и осматривают дорожное полотно, чтобы оно было безопасным. Есть технадзор — в их ведении шумность, экологические моменты. Словом, направлений очень много, и мы приглашаем ребят и девушек попробовать себя. Мы поддержим при трудоустройстве. У нас стабильное денежное довольствие, оплачиваемые отпуска, медицинское сопровождение, ранний выход на пенсию. А еще — спорт. Ребята у нас должны заниматься спортом, и мы даем им эти возможности.

Мы — сильная команда. И если возникают проблемы, мы их решаем сообща!


Официальный партнер онлайн-конференции.

Реклама ООО «ТАИФ-НК АЗС»

Беседовал Арсений Фавстрицкий. Текст — Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

АвтоПроисшествияОбщество Татарстан

Новости партнеров