Новости раздела

«Это тупик»: Казань «обрубила» автобусные маршруты, отрезав пути выхода из транспортного кризиса

В результате 17-летней «оптимизации» общественный транспорт в столице Татарстана стал слишком дорогим и крайне неудобным

«Это тупик»: Казань «обрубила» автобусные маршруты, отрезав пути выхода из транспортного кризиса
Фото: Динар Фатыхов

Более чем на треть (37%) сократилось количество автобусных маршрутов Казани, по сравнению с 2007 годом, когда в столице Татарстана впервые в России радикально пересмотрели схему движения общественного транспорта. Сам автобусный парк за эти годы уменьшился почти наполовину, хотя площадь города за 17 лет, минувшие со дня первой оптимизации общественного транспорта, выросла на 50%. В результате количество автобусов, обслуживающих условный квадратный километр территории Казани, сократилось в три раза. Подробнее о ситуации с городским транспортом, прямом и скрытом росте стоимости проезда, безответных просьбах пассажиров и «секретной» новой маршрутной схеме — в материале «Реального времени».

Дыры в салонах и на маршрутах

На 26 маршрутов сократилась автобусная сеть Казани за последние 17 лет — с 70 маршрутов в 2007 году до 54 в августе 2024-го. Последними из городской маршрутной схемы совсем недавно исчезли маршруты №25 (ул. Техническая — Дербышки) и №49 (станция Лагерная — Вещевой рынок).

На 26 маршрутов — с 70 в 2007 году до 54 в августе 2024-го — сократилась городская автобусная сеть столицы Татарстана за последние 17 лет. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Еще в 2014 году были ликвидированы маршруты: №7 — «Ул. Айдарова — стадион «Казань Арена», №65 — «Советская площадь — Царицынский Бугор», №69 — «пос. Мирный — Советская площадь», №69а — «Мирный — Музей изобразительных искусств», №79— «Площадь Восстания — ул. Академика Завойского», №81 — «Ул. Химическая — ул. Дубравная». Фактически они перестали ходить в 2013-м, вызвав массу недовольства пассажиров.

В конце 2007 года по Казани, отметившей с небывалым размахом свое тысячелетие, курсировало 1 300 новеньких китайских автобусов, выкрашенных в единый красный цвет. Их количество начало сокращаться уже спустя 4 года, потому что детища китайского автопрома стремительно ветшали и сходили с линий. В 2011 году, как утверждается в открытых источниках, пассажиров перевозили только 1 154 машины.

В настоящее время, как сообщили «Реальному времени» в исполкоме Казани, на оставшихся маршрутах эксплуатируется 685 автобусов, из которых 236 не отвечают требованиям к сроку эксплуатации подвижного состава, согласно которым его возраст не должен превышать 10 лет. Возраст 215 казанских автобусов — 12 лет, 8—11 лет, 13—10 лет, то есть более трети городского автобусного парка требует срочной замены. Снимки, демонстрирующие их состояние, пассажиры публикуют в соцсетях в группе «Общественный транспорт Казани». Дыры в полу салонов в некоторых случаях не просто обеспечивают «хорошую вентиляцию», а грозят серьезными увечьями.

№ п/п Маршрут Конечные пункты Протяжен-ность в одном направле-нии, км Путь маршрута Год отмены
1 7 ул. Айдарова Стадион «Казань-Арена» 9 Футбольный стадион — Чистопольская — пр-т. Ямашева — Адоратского — Маршала Чуйкова — Фатыха Амирхана — Максимова — Ленинградская — Айдарова — Челюскина — Максимова — Дементьева — Ижевская — Фатыха Амирхана — Маршала Чуйкова — Адоратского — пр-т Ямашева — Чистопольская — футбольный стадион 2014
2 8 Речной порт ул. Волгоградская 17 Речной порт — Девятаева — Татарстан — Пушкина — Максима Горького — Карла Маркса — Николая Ершова — Зинина — Лейтенанта Шмидта — Вишневского — мост Миллениум — проспект Фатыха Армихана — Академика Лаврентьева — Адоратского — Маршала Чуйкова — Восстания — проспект Ибрагимова — Волгоградская 2013
3 19 ул. Ярфаклы ДК им. Саид-Галеева 19 ул. Яфраклы — Ноксинский спуск — Фучика — Зорге — Гвардейская — Николая Ершова — Сибирский тракт — Мира — Советская — Халезова — ДК им. Саид-Галиева 2022
4 25 ул. Техническая Дербышки 20 Липатова — Главная — Мира — Сибирский Тракт — Николая Ершова — Вишневского — Нурсултана Назарбаева — Техническая — Владимира Кулагина — Авангардная — Тульская 2024
5 27 Деревня Универсиады Сквер Тукая 9 Деревня Универсиады — Академика Парина — Хусаина Мавлютова — Братьев Касимовых — Зорге — Даурская — Павлюхина — Салимжанова — Пушкина — Сквер Тукая — Пушкина — Островского — Эсперанто — Павлюхина — Даурская — Зорге — Хусаина Мавлютова — Академика Парина — Деревня Универсиады нет информа-ции
6 39 Переезд Дербышки Ветеринарная академия 3 Переезд Дербышки — Торфяная — Центрально-торфяная — Сибирский тракт — Ветеринарная академия 2018
7 44 Завод медицинской аппаратуры Дербышки 26 Завод медицинской аппаратуры — Набережная — Боевая — Клары Цеткин — Несмелова — Гладилова — Лукницкого — 25 Октября — Степана Халтурина — Фрунзе — Восстания — Декабристов — Волгоградская — пр-т. Ибрагимова — Восстания — Маршала Чуйкова — Адоратского — пр-т. Ямашева — Сибирский тракт — Мира — Советская — Липатова — пос. Дербышки нет информа-ции
8 49 ст. Лагерная Вещевой рынок 19 Боевая — Клары Цеткин — Несмелова — Гладилова — 25 Октября — Фрунзе — Восстания — Декабристов — проспект Ямашева — Сибирский Тракт — Журналистов — — Халитова — Сибирский Тракт — проспект Ямашева — Декабристов — Восстания — Болотникова — Степана Халтурина — 1 Мая — Гладилова — Несмелова — Клары Цеткин — Боевая 2024
9 52 ул. Давыдова ул. Академика Арбузова 22 ул. Давыдова — Литвинова — Центрально-Мариупольская — Беломорская — Челюскина — Максимова — Дементьева — Олега Кошевого — Копылова — Декабристов — Восстания — пр-т. Ибрагимова — Декабристов — Ленинская дамба — пл. Тысячелетия — Лево-Булачная — Чернышевского — Дзержинского — Ялеева — Карла Маркса — Николая Ершова — Сибирский тракт — Академика Арбузова 2013
10 65 Советская пл. Царицынский Бугор нет информа-ции Советская пл. — Академика Губкина — Каспийская — ж/м. Царицынский Бугор 2014
11 69 Мирный кольцевой 36 пос. Мирный — Рощинская — Ново-Давликеевская — Фермское ш. — Танковая — Зорге — Фучика — Академика Сахарова — проспект Победы — Аграрная — Космонавтов — Николая Ершова — Вишневского — Эсперанто — Павлюхина — Оренбургский тракт — Фермское ш. — Борисковская — Давликеевская — Ново-Давликеевская — Рощинская — пос. Мирный 2014
12 69а Мирный кольцевой 36 пос. Мирный — Рощинская — Ново-Давликеевская — Давликеевская — Борисковская — Фермское ш. — Оренбургский тракт — Павлюхина — Эсперанто — Вешневского — Николая Ершова — Космонавтов — Аграрная — пр-т. Победы — Академика Сахарова — Юлиуса Фучика — Зорге — Танковая — Фермское ш. — Ново-Давликеевская — Рощинская — пос. Мирный 2014
13 74а 10-й микрорайон кольцевой 19 10-й мкр. — Фучика — Зорге — Гвардейская — Николая Ершова — мост Миллениум — Сибгата Хакима — ул. Чистопольская — Декабристов — Ленинская дамба — пл. Тысячелетия — Ташаяк — Саид-Галеева — Бурхана Шахиди — Тукая — Татарстан — Пушкина — Островского — Лукницкого — Мензелинская — Салимжанова — Павлюхина — Оренбургский тракт — Туринская 2-я — Карбышева — Камая — Хусаина Мавлютова — пр-т. Победы — Фучика — 10-й мкр. 2018
14 76 Вещевой рынок п. Северный 22 Вещевой рынок — Жуналистов — Халитова — Сибирский тракт — пр-т. Ямашева — Адоратского — Маршала Чуйкова — Восстания — пр-т. Ибрагимова — Волгоградская — Декабристов — Дементьева — Академика Павлова — Айдарова — Челюскина — Беломорская — Центрально-Мариупольская — Литвинова — пос. Северный — Литвинова — Центрально-Мариупольская — Беломорская — Челюскина — Максимова — Ленинградская — Айдарова — Академика Павлова — Дементьева — Олега Кошевого — Копылова — Декабристов — Волгоградская — пр-т. Ибрагимова — Маршала Чуйкова — Адоратского — пр-т. Ямашева — Сибирский тракт — Журналистов — Вещевой рынок 2018
15 79 пл. Восстания Магазин 777 29 Восстания — Декабристов — Волгоградская — пр-т. Ибрагимова — Декабристов — Ленинская дамба — пл. Тысячелетия — Ташаяк — Саид-Галеева — Габдуллы Тукая — Татарстан — Габдуллы Тукая — Техническая — Кулагина — Авангардная — Тульская — Фермское ш. — Танковая — Хусаина Мавлютова — Дубравная — Комиссара Габишева — Магазин 777 — Академика Завойского — Комиссара Габишева — Дубравная — Хусаина Мавлютова — Танковая — Фермское ш. — Тульская — Авангардная — Кулагина — Техническая — Габдуллы Тукая — Татарстан — Габдуллы Турая — Бурхана Шахиди — Саид-Галеева — Кировская дамба — Несмелова — Гладилова — Лукницкого — 25 Октября — Степана Халтурина — Фрунзе — Кулахметова — Восстания 2014
16 81 ул. Химическая ул. Амирхана 14 улица Гудованцева (обратно: улица Химиков — улица Моисеева) — Тэцевская улица — улица Копылова — улица Декабристов — Волгоградская улица (обратно: проспект Ибрагимова — Чистопольская улица) — улица Короленко — проспект Ямашева — улица Ф. Амирхана 2014
17 83 пр. Победы КАИ 16 пр-т. Победы — Зорге — Фучика — Академика Сахарова — пр-т. Камалеева — Патриса Лумумбы — Николая Ершова — Карла Маркса — Батурина — наб. реки Казанки — Саид-Галеева — Рустема Яхина — Гаяза Исхаки — Бурхана Шахиди — Железнодорожный вокзал — Бурхана Шахиди — Саид-Галеева — Ташаяк — пл. Тысячелетия — Батурина — Карла Маркса — Патриса Лумумбы — пр-т. Альберта Камалеева — Академика Сахарова — Фучика — Зорге — пр-т. Победы 2017
18 85 Ферма-2 Речной порт 19 Ферма-2 — Рауиса Гареева — Оренбургский проезд — пр-т. Победы — Дубравная — Зорге — пр-т. Победы — Хусаина Мавлютова — Танковая — Оренбургский тракт — Павлюхина — Салимжанова — Мензелинская — Луковского — Островского — Пушкина — Татарстан — Девятаева — Речной порт нет инфор-мации
19 92 ул. Гаврилова Дальние сады 21 ул. Гаврилова — Маршала Чуйкова — Восстания — Декабристов — Дементьева — Максимова — Ленинградская — Вересаева — Малая Заречная — Песочная — Дальние сады нет инфор-мации
20 95 МКДЦ ул. Академика Завойского 10 МКДЦ — 2-я Туринская — Карбышева — Профессора Камая — Хусаина Мавлютова — Братьев Касимовых — Зорге — пр-т. Победы — Дубравная — Комиссара Габишева — ул. Академика Завойского — Комиссара Габишева — Академика Завойского — Фучика — Сафиуллина — Комиссара Габишева — Дубравная — пр-т. Победы — Зорге — Братьев Касимовых — Хусаина Мавлютова — Профессора Камая — Карбышева — ул.2-я Туринская — МКДЦ 2016
21 97 ДК им. Ленина Аэропорт Казань 51 ДК им. Ленина — Олега Кошевого — Копылова — Декабристов — Восстания — Маршала Чуйкова — Фатыха Амирхана — мост Миллениум — Вишневского — Достоевского — Аделя Кутуя — пр-т. Победы — Оренбургский тракт — пос. Усады — пос. Столбище — Аэропорт 2014
22 98 ул. Толстого п. Левченко 13 ул. Гоголя — Карла Маркса — Лобачевского — Кремлевская — Чернышевского — Право-Булачная — пл. Тысячелетия — Декабристов — пр-т. Ибрагимова — Волгоградская — Декабристов — Восстания — Васильченко — Рахимова — пос. Левченко 2017
23 99 пл. Тукая пр. Победы 20 пл. Тукая — Пушкина — Татарстан — Камала — Сайдашева — Габдуллы Тукая — Техническая — Кулагина — Авангардная — Тульская — Фермское ш. — Оренбургский тракт — Танковая — Хусаина Мавлютова — Дубравная — Зорге — пр-т. Победы 2014
24 99а 10-й микрорайон кольцевой 30 10-й микрорайон — Фучика — Зорге — Гвардейская — Николая Ершова — Карла Маркса — Пушкина — Татарстан — Шарифа Камала — Салиха Сайдашева — Габдуллы Тукая — Техническая — Кулагина — Авангардная — Тульская — Фермское ш. — Оренбургский тракт — Туринская 2-я — Карбышева — Профессора Камая — Хусаина Мавлютова — Братьев Касимовых — Зорге — Фучика — 10-й микрорайон нет информа-ции
25 100т ул. Халитова ул. Комиссара Габишева 13 Халитова — Сибирский тракт — 8 Марта — Академика Арбузова — пр-т. Победы — Рихарда Зорге — Комиссара Габишева нет информа-ции
26 - ул. Саид-Галеева Новая Тура 21 Саид-Галеева — Декабристов — Восстания — Горьковское шоссе — Залесная — Восстания — Декабристов — Саид-Галеева нет информа-ции
Отмененные автобусные маршруты Казани


Троллейбус уехал, трамвайные линии разобрали

Автобусы составляют основу казанского общественного транспорта, но наряду с ними перевозки осуществляются и более экологичным электротранспортом, хотя суммарная доля его в общем объеме перевозок, по данным 2018 года не превышала 25%. И количество электротранспорта, за исключением метро, также имеет тенденцию к сокращению.

В 2024 году, как сообщается на сайте «Метроэлектротранса«, в часы пик на 10 маршрутах работают 159 машин. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Исходя из публикаций на транспортном сайте Казани и в СМИ, на конец 2007 года было 15 троллейбусных маршрутов, а троллейбусный парк состоял из 225 машин. К 2021 году троллейбусный парк сократился до 136 машин, а количество маршрутов — до 10. В 2024 году, как сообщается на сайте «Метроэлектротранса», в часы пик работают 159 машин, при том что на балансе предприятия числится 216 троллейбусов.

№ п/п

Маршрут

Конечные пункты

Протяжен-ность в одном направле-нии, км

Путь маршрута

Год отмены

1

4

театр им. Камала

театр им. Камала

17

Театр им. Камала — Московская — Ташаяк — Ленинская дамба — Декабристов — Восстания — Болотникова — Степана Халтурина — Первого Мая — Гладилова — Несмелова — Кировская дамба — Саид-Галиева — Рустема Яхина — Гаяза Исхаки — Чернышевского — Московская — Театр им. Камала

не действует более 4 лет

2

10

театр им. Камала

театр им. Камала

17

Театр им. Камала — Московская — Чернышевского — Саид-Галиева — Кировская дамба — Несмелова — Гладилова — Первого Мая — Степана Халтурина — Фрунзе — Восстания — Декабристов — Волгоградская — Ибрагимова — Декабристов — Ленинская дамба — пл. Тысячелетия — Ташаяк — Московская -Театр им. Камала

не действует более 4 лет

3

11

ул. Кулагина

Деревня Универсиады

11

ул. Кулагина — Техническая — Тульская — Фермское ш. — Оренбургский тракт — Танковая — Хусаина Мавлютова — ак. Парина — Деревня Универсиады

не действует более 4 лет

Отмененные троллейбусные маршруты Казани

Пик развития трамвайной сети Казани пришелся на 2003 год — тогда она состояла из 23 маршрутов. В открытых источниках не удалось обнаружить информации о количестве вагонов в трамвайном парке Казани в 2007 году, но есть сведения о том, что в год тысячелетия Казани трамваи в ней ходили по 13 маршрутам. В 2024 году, согласно данным на сайте «Метроэлектротранса», по городу ходит лишь 87 трамвайных вагонов, а количество маршрутов сократилось до 9. Всего на балансе предприятия состоит 131 трамвайный вагон.

№ п/п

Маршрут

Конечные пункты

Протяжен-ность в одном направле-нии, км

Путь маршрута

Год отмены

1

2

Строительный институт

Железнодорожный вокзал

17

Строительный институт — Волкова — Бутлерова — Пушкина — Татарстан — Габдуллы Тукая — Бурхана Шахиди — Саид-Галеева — Железнодорожный вокзал

2011

2

14

ул. Халитова

Железнодорожный вокзал

12

Халитова — пр-т. Ямашева — Ленская — Большая Крыловка — Несмелова — Кировская Дамба — Саид-Галеева — Железнодорожный вокзал

2012

3

19

ул. Халитова

проспект Победы

10

Халитова — Сибирский тракт — Академика Арбузова — проспект Победы — Зорге — проспект Победы

2011

Отмененные трамвайные маршруты Казани

Актуальные на сентябрь 2024 года цифры о подвижном составе и маршрутах казанского электротранспорта «Реальному времени» сообщили в «Метроэлектротрансе»:

— Предприятие обеспечивает перевозку жителей и гостей города тремя видами транспорта: трамвай, троллейбус, метрополитен. Маршрутная сеть состоит из 10 троллейбусных маршрутов на 187 единиц подвижного состава, 9 трамвайных маршрутов, которые обслуживают 106 трамваев и одной линии метрополитена из 11 станций, на 15 поездов.

«Верните маршрут!»

Городские власти уже не первый год сокращают протяженность автобусных маршрутов, отчего увеличивается количество пересадок и время в дороге. Пассажиры просят вернуть все как было, но пока тщетно.

— С 8 июля стало неожиданностью изменение маршрута №2, а именно сокращение до ЦУМа. Теперь невозможно доехать без пересадок до места работы (остановка «Театр кукол»), что повлечет увеличение расходов. Требуем вернуть прежний маршрут как минимум до остановки «Ул. Гумера Баширова», — обратился в «Народный контроль РТ» Антон С.

— В связи с изменением маршрутной сети города Казани с 08 июля 2024 года автобусный маршрут №2 «Станция метро «Аметьево» — улица Привокзальная» сокращен до остановки «ЦУМ», — подтвердили в городском комитете по транспорту. — Автобусный маршрут №30 «Переулок Дуслык — станция Лагерная» продлен до улицы Привокзальной, с увеличением подвижного состава, тем самым улучшилось транспортное обслуживание на данном направлении, интервал движения сократился до 12 минут.

Исполком отказывается продлять старые и добавлять новые автобусные маршруты. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Просьбу от жителей поселка Юдино продлить маршрут автобуса №45 всего на пять остановок — до улицы Привокзальной передала в «Народный контроль РТ» Ольга Ш. В ПАТП №2 ей ответили многословно, но ни продлить маршрут не пообещали, ни объяснили, почему предприятие и местные чиновники не предпринимают никаких действий, чтобы его продление было согласовано, как того требует закон, «между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления».

— Тяжело добраться до ул. Гафури на общественном транспорте, ходит только один 31-й автобус, — написала Елизавета К. — Рядом КИУ, аквапарк, многочисленные ЖК и бизнес-центры, это почти центр города, но до них невозможно добраться без пересадок. Просьба рассмотреть вариант добавления новых автобусных маршрутов.

В городском комитете по транспорту эту заявку «решили» очень просто — сообщили, что новых автобусных маршрутов в направлении улицы Мазита Гафури не появится, так как проектом оптимизации маршрутной сети, разработанным ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» этого не предусмотрено.

Схема есть — где бы на нее посмотреть?

У последнего проекта оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Казани оказалась трудная судьба. Оптимизировать автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты первоначально планировалось до конца 2023 года, но вначале ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», получивший за разработку проекта из городского бюджета 15 млн рублей сорвал сроки сдачи проекта. Затем, судя по ответам из исполкома недовольным работой транспорта казанцам, новую схему сдали, но не опубликовали. Недавно выяснилось, что реализация требует ежегодных вложений в куда большем объеме, чем стоил проект — от 2,3 до 7 млрд. Источники финансирования не определены.

Источники финансирования для реализации новой транспортной схемы не определены. Максим Платонов / realnoevremya.ru

— В настоящее время Комитет по транспорту совместно с перевозчиками ведет подготовительные работы для введения изменений в маршрутную сеть, в том числе производится перезапись автоинформаторов, — сообщили «Реальному времени» в исполкоме Казани. — Информация о нововведениях будет размещена в салонах подвижного состава на изменяемых маршрутах и на остановочных пунктах.

«Реальное время» обратилось в мэрию города с вопросом, почему проект оптимизации маршрутной схемы до сих пор не обнародован. Ответ будет опубликован по получении.

В Год семьи оставили без автобуса

Оптимизация транспортных маршрутов пока воспринимается горожанами с большой критикой: был прямой автобус — и нет его, и ты уже тратишь на дорогу с пересадками значительно больше времени и вдвое больше денег.

— Верните 71-й автобус на прежний маршрут! — опубликовали крик души жителей Самосырова в соцсети в группе «Общественный транспорт Казани». — Как добираться до школы в поселке и как возвращаться домой? Как принимают решения? Как же так — в Год семьи — наши семьи остались без транспорта, который давал возможность и в поселок заехать, и в город!

Чиновники решили, что сокращение протяженности маршрута на 4,5 км (участок Мамадышского тракта от ул. Интернациональной до Самосыровского кладбища) — дело логичное и экономичное, и обосновывается тем, что на кладбище люди каждый день не ездят. А с точки зрения жителей домов, которые вдоль этого участка дороги стоят по обеим сторонам в несколько рядов вплоть до самого кладбища, это издевательство, особенно на фоне упорной борьбы исполкома за пересаживание автовладельцев на общественный транспорт.

С маршрутом автобуса №40 проделали то же самое, что полгода назад с маршрутом автобуса №37 — отрезали от него почти 8 км под девизом «для улучшения транспортного обслуживания и уменьшения времени ожидания <...> с 50 минут до 30». Те, кто ездит на работу в Ново-Савиновский район из Кадышева и Щербаковки, заплатят за это «ускорение» двойной тариф.

Маршрут №62, следовавший от микрорайона «Салават купере» до Дворца водных видов спорта в тех же благих целях сократили на 7 километров — до станции метро «Яшьлек» ради уменьшения интервала движения на 4 минуты.

— Моя дочь учится в профессиональном лицее и профессионально занимается плаванием, — рассказала «Реальному времени» жительница Казани Наталья Годяева. — Это большая нагрузка — учиться, тренироваться, участвовать в соревнованиях. Она не высыпается, устает, каждая минута у нее на счету и лишнее время на пересадки — это украденное у нее здоровье. До Дворца водных видов спорта сейчас ходят только автобусы №74 и 75, пересаживаться на которые дочке неудобно. А остальные автобусы останавливаются на проспекте Ямашева, оттуда ей приходится идти пешком полтора километра, да еще вдвое больше платить за пересадку. Это издевательство, а не альтернатива сокращенному маршруту! И так мучается не одна моя дочь, к Дворцу водных видов спорта надо добираться не только спортсменам, но и тем, кто поблизости живет, работает, учится.

Хотят выехать на пересадках

В исполкоме Казани невыгодные для пассажиров перемены объясняют суровой финансовой необходимостью.

— Принимаемые меры носят антикризисный характер, они направлены на поддержку отрасли, которая в последние годы испытывает финансовые трудности, — говорит глава городского комитета по транспорту Алексей Сидоров. — Благодаря сокращению схем движения ряда дублирующих маршрутов увеличится регулярность движения на других, где интервал движения был слишком большой. Перевозчики, в свою очередь, смогут эффективнее использовать подвижной состав и трудовые ресурсы, где имеется серьезный дефицит.

В исполкоме не скрывают, что «оптимизация» маршрутов городского транспорта призвана вынудить горожан шире раскрыть кошельки:

— Коэффициент пересадочности увеличится на одну десятую пункта — с 1,2 до 1,3, и если прежде только каждая пятая поездка происходила с пересадкой, теперь с пересадкой будет осуществляться каждая третья-четвертая поездка.

Кризисную ситуацию в отрасли городские власти по-прежнему объясняют негативными последствиями четырех факторов: неполной компенсацией убытков за перевозку пассажиров-льготников (28 рублей вместо 42), ростом цен на запчасти, комплектующие и ГСМ, дефицитом кадров, не желающих работать по 16 часов в сутки (укомплектованность штата водителей на сегодня — 59,9%) и падением пассажиропотока на 11% от допандемийного уровня 2019 года. И если прежде автотранспортные предприятия жаловались в основном на нехватку новых автобусов, неподъемный лизинг и дороговизну ГСМ и запчастей, то сегодня у них водителей не хватает даже для того, чтобы в полном объеме выпускать на линии имеющиеся исправные машины.

— В настоящее время на транспортных предприятиях работает 1 255 водителей и 1 010 кондукторов при штатном расписании 2 094 и 1 753 соответственно, — сообщили «Реальному времени» в исполкоме. — Дефицит водительских кадров обусловлен сложным режимом работы, повышенными требованиями к работе водителей и неконкурентной заработной платой, из-за чего водители переходят в смежные отрасли.

«Через пару лет автобусов не останется»

— То, что сейчас происходит с общественным транспортом Казани — это последствия бездействия властей, которые не приняли своевременных мер, — считает представитель ФАР в Казани Дмитрий Золотов. — Мы начали говорить об этих проблемах еще лет 7-8 назад. Еще тогда мы говорили, что общественный транспорт должен переходить на брутто-контракты (когда бюджет «спонсирует» муниципальные перевозки, не оставляя перевозчиков на самоокупаемости). Но нам отвечали, что это очень дорого, денег нет. Вместо реальных мер чиновники перекраивали и сокращали маршруты, а это проблему не решает, напротив, усугубляет.

Золотов подчеркнул: сокращение маршрутов и увеличение количества пересадок не только делает проезд более дорогим для пассажиров, но и ведет к дальнейшему разорению автопредприятий. Потому что, если человек вынужден тратить больше времени, сил и денег, а возят его все хуже и хуже, он находит альтернативу — выбирает такси либо собственный автомобиль. И в результате пассажиров в общественном транспорте становится меньше, доходы перевозчиков падают еще больше, заработок водителей падает. Они разбегаются, а покупать новые и чинить старые автобусы по-прежнему не на что.

Представитель ФАР напомнил историю с автобусом №37 в Казани: на его плохую работу и нарушения графика движения общественники пожаловались в прокуратуру, прокуратура выдала предписание исполкому. А исполком в итоге аннулировал маршрут и запустил другой — укороченный, при этом стоимость проезда в нем формально не повысилась, а реально выросла в два раза.

— Только это не выход, а тупик, — сделал вывод Золотов. — Потому что перевозчик по-прежнему не выводит на линию весь состав, а люди не хотят долго ждать автобус и уходят с остановки. Пассажиропоток падает, доходы перевозчика падают, он, по сути, сам себя банкротит. Если перевозчик не справляется, нужно либо его менять, либо решать вопрос с оплатой перевозок. А у нас он не решается. И до тех пор, пока у нас будут закрывать на это глаза, ничего не изменится. Самое страшное, что в дальнейшем, буквально через пару лет, у нас вообще не останется автобусов.

Эксперт добавил, что в бюджете Казани всегда находятся средства на бесконечные праздники, мероприятия, концерты и шоу, но почему-то никак не наскребут на то. что жизненно необходимо городу — общественный транспорт.

С российским Минтрансом татарстанскому не по пути?

В 2023 году российский Минтранс РФ разослал в регионы рекомендации о переходе на систему брутто-контрактов с пассажирскими автобусными перевозчиками. Предлагаемая схема проста: перевозчики сдают выручку муниципалитетам, а взамен получают фиксированные бюджетные выплаты, зависящие не от количества перевезенных пассажиров, а от качества обслуживания, в том числе от регулярности движения автобусов.

Среди первопроходцев, где реформа началась или планируется в ближайшее время — Курск, Краснодар, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург. Татарстана среди них нет.

Отвечая на вопросы «Реального времени» в конце 2023 года глава Миндортранса Татарстана Фарит Ханифов дал понять, что переходить на брутто-контракты с перевозчиками в Татарстане, никто не планирует. Он сослался на то, что такую «роскошь» могут позволить себе только дотационные регионы, которые «спонсирует» федеральный бюджет или очень крупные города вроде Москвы или Санкт-Петербурга.

«Реальное время» направило в Миндортранс РТ запрос о причинах, по которым республика отказывается пойти по единственному, по мнению экспертов, на сегодня возможному пути вывода отрасли из глубокого кризиса. По получении ответ будет опубликован.

Инна Серова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесТранспортПроисшествияВластьОбщество Татарстан Исполнительный комитет города КазаниГород КазаньМинистерство транспорта и дорожного хозяйства ТатарстанаХанифов Фарит МударисовичФедерация автовладельцев России Представительство в Республике ТатарстанКомитет по транспорту ИКМО г.Казань

Новости партнеров