Покупаем китайский грузовик: 6 критериев выбора и отзывы «первопроходцев»
Как выбрать китайский грузовик, что делает «Мерседес» во Внутренней Монголии и как российский бизнес отзывается о грузовых «китайцах»
![Покупаем китайский грузовик: 6 критериев выбора и отзывы «первопроходцев»](/uploads/mediateka/ba/5e/5b30f88b4ed09f50.md.jpg)
Количество марок китайских грузовиков на российском рынке сегодня исчисляется десятками и продолжает расти. Многие руководители компаний теряются в этом разнообразии: как выбрать надежный и работоспособный автомобиль среди доселе неизвестных брендов? На какие критерии ориентироваться? Как «попасть» в комфортное соотношение цены и качества? «Реальное время» пытается разобраться в этих непростых вопросах на примере грузовых автомобилей китайского бренда BEIBEN TRUCK (Baotou BeiBen Heavy-Duty Truck Co., Ltd.). Мы поговорили с представителем официального дистрибьютора бренда в России, а еще — собрали отзывы от руководителей российских компаний, которые уже работают с этими машинами.
76,6% новых седельных тягачей и 79,3% самосвалов в России — «китайцы»
С уходом многих западных производителей на российском рынке опустело множество ниш. Так, автомобильный рынок вынужден был совершить резкий поворот с Запада на Восток. В том числе это касается и грузового сегмента. К потребностям российского бизнеса быстро приспособились китайские производители: они всего за пару лет заняли опустевшую нишу, и сейчас нехватки грузовой техники на рынке не наблюдается. Причем развиваются не только продажи: производители подстраивают модельный ряд под потребности покупателя из нашей страны, развивают сервисные службы и дилерские сети. Сегмент грузового автотранспорта продолжает развиваться, и главным драйвером этого развития становятся производители из Поднебесной.
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2024 года в России числилось 205 тысяч грузовых автомобилей китайских марок — это 5,7% от общего грузового автопарка. К тому моменту большегрузные «китайцы» уже опережали по количеству своих немецких и японских «коллег», и эксперты «Автостата» предрекали им расширение экспансии. Предполагается, что к концу 2024 года популяция китайских грузовиков на российских дорогах будет больше, чем европейских.
Динамика эта подтверждается данными за июнь 2024 года, согласно которым, семь мест в топ-10 самых продаваемых брендов грузовых автомобилей занимают китайские производители.
Бум продаж средних и тяжелых грузовиков из Китая начался в 2023-м, когда прирост по отношению к 2022-му году оценивался «Автостатом» на 258%, то есть в два с половиной раза. По данным маркетингового агентства НАПИ, по итогам января — июня 2024 г. доля китайской техники на рынке новых грузовых автомобилей достигла 62,3% (годом ранее китайские грузовики занимали 56,5% рынка), в лидерах седельные тягачи, за ними идут самосвалы. За первое полугодие 76,6% всех новых седельных тягачей и 79,3% самосвалов, закупленных российскими компаниями, оказались родом из Китая.
![](/uploads/mediateka/b9/fd/617fe4811ea6be77.md.jpg)
Шесть критериев выбора китайского грузовика
Раньше, с европейскими марками, можно было ориентироваться в выборе грузовика на многолетний опыт других компаний. Теперь же такая возможность сильно урезана: бренды из Поднебесной в новинку для большинства наших компаний. Руководитель службы развития сети ООО «БейбенТракРус» Андрей Филипов перечисляет некоторые принципы выбора грузового автомобиля, которые нужно брать в расчет. Эти критерии он разбирает на примере бренда BEIBEN TRUCK — одного из китайских брендов, который укрепляется сегодня на российском рынке.
Критерий №1: соотношение цена/качество. Привычные европейские грузовики сегодня «золотые» для российского бизнесмена. Однако и в другую крайность впадать не стоит: дешевый ноунейм может в конечном итоге обернуться выброшенными на ветер деньгами. Так что ориентироваться стоит на среднеценовые бренды, к которым относятся грузовики марки BEIBEN TRUCK.
Критерий №2: технологии производства. Производитель, которому можно доверять, предоставляет полный комплект технической документации, прошел всю необходимую сертификацию в соответствии с законодательством РФ, дает гарантии на свою технику, в идеале сотрудничает с западными автоконцернами и открыт к общению с клиентами, в том числе на заводе, чтобы лично посмотреть и убедиться в качестве сборки.
— Что касается BEIBEN TRUCK, в 1995 году было заключено лицензионное соотношение с концерном Daimler Benz, по технологии которого по сегодняшний день производятся рамы, мосты и кабины грузовиков, под полным контролем соблюдения технологии. Мы всегда советуем: нужно выбирать технологию, которой доверяют. А технологиям «Мерседеса» доверяют по всему миру. Кроме того, у BEIBEN TRUCK в Китае собственное производство мостов, на базе которых можно собирать любые модификации тяжелой техники. На поставляемые в Россию автомобили устанавливаются двигатели Weichai и коробки передач Shaanxi Fast Gear, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны, — рассказывает Андрей Филипов.
BEIBEN TRUCK входит в состав крупной государственной корпорации Norinco Group, а значит, регулярно подвергается государственному контролю, что дает дополнительные гарантии качества и надежности.
Критерий №3: приспособленность к российским дорогам и климату. Для российского потребителя критически важна устойчивость грузовика к суровым зимам, влажному межсезонью и разбитым дорогам в глубинке.
— Завод BEIBEN TRUCK находится на севере Китая, в области, которая называется Внутренняя Монголия. Там резко континентальный климат: зимой — сильные морозы, летом — изнурительная жара. А значит, производитель понимает, что такое работать в сложных климатических условиях. Грузовые автомобили BEIBEN TRUCK не боятся ни жары, ни холода, они вот уже тридцать лет продаются по всему миру, и отлично показывают себя в сложнейших условиях, от Африки до Сибири. Проходимость у наших машин хорошая, им не страшны сюрпризы на дороге, — объясняет наш собеседник.
Критерий №4: положительный опыт работы в России, на который можно опереться. В силу того, что ниша грузовых автомобилей занята китайскими брендами совсем недавно, этот критерий не обязателен, но очень желателен. Найти российскую компанию, которая много лет работает с китайскими грузовиками, сложно, но возможно, если обратить взор в Сибирь и на Дальний Восток. В силу логистики здесь хорошо знают ряд китайских брендов, а значит, можно поинтересоваться у коллег, как работается с тем или иным производителем. Например, бренд BEIBEN TRUCK продается в Сибири с 2008 года, эти машины хорошо знают предприниматели с Востока нашей страны.
Критерий №5: наличие единственного официального дистрибьютора и развитая, широкая сеть дилерских станций. Простота и скорость технического обслуживания — один из важнейших критериев выбора машины. Нужно, чтобы сеть сервиса была разветвлена и распределена по территории РФ достаточно широко — это убережет потребителя от неприятных ситуаций.
— ООО «БейбенТракРус» является единственным официальным дистрибьютором BEIBEN TRUCK на территории РФ, и это удобно для покупателя: у него есть единая точка входа для всех видов поддержки и помощи. У нас широкая дилерская сеть, благодаря которой клиент из любой точки России может с комфортом выбрать для себя автомобиль. А если он уже работает с машинами BEIBEN TRUCK, к его услугам расширенная сервисная сеть по всей России — открыто более 65 центров обслуживания. Техническая поддержка с нашей стороны круглосуточная, мы всегда на связи, нашим специалистам можно позвонить в любой ситуации, — рассказывает Андрей Филипов.
![](/uploads/mediateka/c0/0a/5966d3bdc197e7a8.md.jpg)
Критерий №6: широкий модельный ряд. Если клиенту нужно несколько разных моделей, хорошо, если он всю технику под разные задачи сможет подобрать в одной «точке входа», у одного производителя. Андрей Филипов рассказывает о технике Beiben:
— Мы предлагаем широкий модельный ряд: седельные тягачи (4х2 и 6х4), самосвалы (6х4 и 8х4). Кроме того, BEIBEN TRUCK специализируется на тяжелой технике — выпускает тягачи и самосвалы с колесной формулой 6х6. Есть в линейке и шасси — мы ведем работу с заводами-изготовителями техники в России и уже можем предложить на основе этих шасси вахтовки, сельскохозяйственную технику, бортовые самосвалы и крано-манипуляторные установки (КМУ). Использовать грузовые автомобили BEIBEN TRUCK можно в различных отраслях: горнодобывающей промышленности, грузоперевозках, сельском хозяйстве, строительстве и др. Под задачу вашего бизнеса вам может быть предложена любая комплектация. Возможны и индивидуальные заказы — мы готовы рассмотреть пожелания клиента и отработать с заводами-изготовителями из России.
«Китайский производитель обходится без ценовых сюрпризов»
Директор ООО «КФХ Королев В.П.» Андрей Горячев купил самосвал BEIBEN для сельскохозяйственных нужд: хозяйство в Саратовской области выращивает пшеницу, подсолнечник и чечевицу.
— В целом у нас был разный опыт, — рассказывает фермер. — Например, в прошлом году мы купили грузовики европейского производства. Оказалось, что в них и двигатель, и коробка — китайские. Мы подумали: может быть, рискнуть и сразу попробовать «китайца»? Был у нас и еще один стимул: у других производителей поставка занимает от 4 до 6 месяцев. А за несколько дней до того, как она состоялась, мы получили уведомление о том, что за это время производитель повысил цену. Китайский производитель с поставкой справился быстрее и обошелся без ценовых «сюрпризов»: цену зафиксировали в рублях в день заключения контракта.
Машину Андрей купил не так давно. Но по итогам эксплуатации может сказать: китайский самосвал тянет отлично. Водитель, который на нем работает, доволен комфортом в кабине и не жалуется на новую машину — говорит, она даже идет мягче, чем предыдущий «железный конь». А еще руководитель КФХ отмечает приятную деталь: в базовой комплектации Beiben сразу есть кондиционер в кабине и бортовой компьютер. У многих других производителей за это нужно доплачивать.
![](/uploads/mediateka/d5/11/a4e8fd64d71a5b81.md.jpg)
«Это рабочая машина, комфортная для водителя»
«Старатели» — крупный российский производитель строительных и отделочных материалов. Компания содержит собственный автопарк из 70 единиц техники. Раньше все машины в нем были двух известных европейских марок. Теперь настал момент выбора новых брендов. Анатолий Табаков, заместитель коммерческого директора «Старателей» по логистике, рассказывает:
— Выбор BEIEBN был комплексным. Во-первых, машина заинтересовала нас тем, что имеет немецкие корни: у производителя уже 30 лет действует прямое соглашение с Daimler-Benz. Во-вторых, автомобиль серийный, здесь не бывает такого, что машина при поступлении «удивляет» изменившейся комплектацией. Мы начали переговоры с дистрибьютором, потом, по его приглашению, поехали в Китай: важно было посмотреть, как реально выглядит производство. Оно оказалось впечатляющим: современные конвейеры, роботизированная сборка, качественные линии. Параллельно, по совместной программе с BEIBEN TRUCK, мы обучили своих специалистов диагностике этих машин. Это было второй целью нашей поездки в Китай: мы запросили диагностическое оборудование, которое нам было любезно предоставлено. В итоге мы авторизовались как дилер по сервисному обслуживанию этой марки.
![](/uploads/mediateka/76/67/176040e4c7d37b9a.md.jpg)
«На пробу» закупили пять тягачей BEIBEN. На них «Старатели» ездят уже год, первые закупленные машины прошли более 130 тысяч километров. За это время исчезли опасения: грузовики перенесли морозы без технических инцидентов, а разбитые трассы российской глубинки прошли достойно. Анатолий вспоминает курьез: водители, привыкшие к европейским грузовикам, опасались, что будут мерзнуть в кабинах «китайцев» зимой. Один из них даже (с разрешения руководства) дополнительно обработал кабину автомобильным утеплителем — и в итоге попросил отключить ему печку в кабине: «Мне теперь жарко, хоть в шортах зимой езди».
— Когда мы покупали эту машину, понимали, что перед нами лотерея — все-таки бренд совершенно незнакомый, — объясняет Анатолий. — Но время показало, что мы все сделали правильно. Для меня, как для руководителя по логистике, главное — отсутствие отрицательного опыта, срывов по доставке, и комфорт для моих сотрудников. BEIBEN — это рабочая машина, комфортная для водителя. Кстати, с самого начала водители воспринимали идею с «китайцами» в штыки: не доверяли незнакомому бренду. А когда пересели на них — передумали. Мы как-то попытались вернуть одного из них на «скандинава» — так он свой BEIBEN отдавать не хотел!
Еще один фактор, который отмечает Анатолий Табаков, — цена и спецусловия покупки. Официальный дистрибьютор BEIBEN TRUCK в России предоставил покупателю четыре ТО в подарок.
И, наконец, производитель гибко реагирует на запрос от клиентов. Как рассказывает наш собеседник, внести в конструкцию точечные изменения большинство других производителей соглашались только при поставке от тысячи автомобилей. BEIBEN TRUCK же каждую следующую партию автомобилей поставлял со всеми необходимыми улучшениями, по запросу покупателя.
![](/uploads/mediateka/4b/47/8fc5e399b11ec2ff.md.jpg)
«Во-первых, устроила цена, во-вторых — комплектация»
Компания «Триэл» базируется в городе Кириши (Ленинградская область), где находится крупное нефтехимическое производство. Компания занимается перевозкой продуктов нефтепереработки. География работы обширная: охватывает не только Северо-Запад, но и области Центральной России. Генеральный директор предприятия Алексей Косталев рассказывает: когда возникла потребность в расширении автопарка, сначала рассматривали другие варианты, в том числе российские. Поставщик же посоветовал китайский бренд BEIBEN.
— Мы присмотрелись и выбрали его, — говорит Алексей. — В первую очередь, устроила цена: не секрет, что «европейцы» у нас стоят сегодня баснословных денег. Во-вторых, комплектация: все, что нужно для комфорта вождения, в нем есть в базовой поставке — климат-контроль, круиз-контроль, всевозможные датчики. Приятно нас обрадовала и система мониторинга действий водителя BEIBEN CONNECT, которая, как оказалось, тоже входит в базовую поставку. Теперь я могу просто сидеть у компьютера и смотреть, где едут мои машины. Не приходится отвлекать водителя от дороги звонками: я спокойно включаю программу, сообщаю заказчику время прибытия — и все спокойны. Система также включает возможность анализировать расходы топлива водителей, производить удаленную диагностику техники и многое другое.
Опробовав первый тягач с полуприцепом-бочкой, компания купила еще три таких же машины. Зиму грузовики BEIBEN TRUCK пережили без нареканий: заводились в любые морозы. Руководитель «Триэл» описывает и другие преимущества: машина экономичная, по сравнению с пожилым «европейцем», оказавшимся в автопарке предприятия первым. Хвалят машины и водители.
![](/uploads/mediateka/d6/23/0c5cbf27d776dbef.md.jpg)
«Грузовики безотказно работают в условиях нашей суровой зимы»
ООО «Автотранс» работает в Выборге и занимается грузоперевозками по всей Центральной России, на юг страны, на Урал, в Омск. Руководитель компании Олег Никонов рассказывает:
— До начала СВО мы занимались международными перевозками, а сейчас работаем на внутренних линиях. У нас 22 машины. Автопарк со временем нужно обновлять — иначе стареющая техника требует много вложений. Но поскольку европейцы с нашего рынка ушли, пришлось искать другие варианты. Ищем мы их только среди китайских производителей — европейский грузовой автомобиль подорожал так, что теперь за эти деньги можно купить двух «китайцев».
Сейчас в автопарке у Олега три тягача BEIBEN TRUCK, к сентябрю он планирует купить четвертый. Говорит, что в эксплуатации машины показали себя положительно:
— Я как руководитель бизнеса могу отметить: за год эксплуатации первой такой машины она меня ни разу не подводила. Грузовики довольно крепкие, хорошо идут по российским дорогам и главное — безотказно работают в условиях нашей суровой зимы. Нынешней зимой были сильные морозы, и у нас ни разу не было случая, чтобы китайский грузовик не завелся.
Обращаться в сервисный центр еще не приходилось: за год не происходило нештатных ситуаций такого масштаба. А мелочи в грузовиках BEIBEN можно отремонтировать у себя: в компании есть ремонтный цех. Положительным качеством бренда BEIBEN TRUCK Олег называет еще ремонтопригодность в «домашних условиях». К этим грузовикам подходит ряд деталей от популярных европейских марок — например, некоторые датчики, колодки и т. д.
![](/uploads/mediateka/9d/35/68d73f88c6de47c6.md.jpg)
В базовую комплектацию грузовиков BEIBEN входит бортовой компьютер с предустановленной системой контроля BEIBEN Connect. Олег пользуется ею для контроля местонахождения своих машин, но можно в ней посмотреть и скорость движения, и пройденный километраж и даже уровень топлива и заряд аккумулятора. Говоря о других преимуществах китайской техники, он рассуждает:
— У этих машин тяговитый мотор, хорошая коробка (похожая на Volvo, по словам моих водителей). Машина подходит под особенности нашего климата и прекрасно переносит наши дороги, по зиме густо пересыпанные солью. Как у руководителя бизнеса, у меня к машине вопросов нет. Мне важнее всего, чтобы техника работала и бизнес-процессы не прерывались. А еще эта марка мне понравилась в том числе и тем, что в ней нет лишней электроники, которая усложняла бы эксплуатацию. Ведь чем больше электроники, тем больше потенциальных устройств, которые могут «глючить». В BEIBEN соблюден оптимальный баланс: высокотехнологичных устройств ровно столько, сколько нужно для комфортной работы. Все это повышает надежность.
Реклама. ООО «БейбенТракРус»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.