Право на естественное старение
Книга этой недели — сборник эссе Сьюзен Сонтаг «О женщинах»
![Право на естественное старение](/uploads/mediateka/c6/f3/380f89262a4c2da3.md.jpg)
Главное событие этой недели — Международный женский день, причину возникновения которого многие уже забыли. Это не праздник весны. Это не праздник женщин. Это день борьбы женщин за свои права. Какие-то подвижки в этом вопросе есть, но они на самом деле небольшие. Зачастую мы даже не замечаем, насколько сильно неравноправие. К тому же в обществе еще много табуированных тем, которые не принято обсуждать публично. Одна из них — женское старение. Литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова рассказывает, почему эссе Сьюзен Сонтаг 1972-го года «Двойной стандарт старения» нужно перечитывать и перечитывать.
В сборник Сьюзен Сонтаг «О женщинах» входит несколько эссе, переписка и интервью. Но я хочу остановиться только на «Двойном стандарте старения», поскольку эту тему обсуждают женщины. Чаще кулуарно, между собой. И практически никогда публично. Потому что это неприлично. А иногда неприятно. Всем.
Сонтаг писала это эссе в 1972 году, когда ей было 39 лет. Я пишу эту статью, когда мне тоже 39 лет. И я прекрасно понимаю то, о чем рассуждает американская эссеистка. Это время, когда появляются первые морщины и седые волосы. Время, когда начинаешь видеть старение. Время, когда начинаешь видеть несправедливость старения.
В своем эссе Сонтаг приводит яркий пример. Она рассказывает об очень пожилом мужчине за 70, который фотографируется в коротких шортах. У него дряблые ноги и руки. Когда люди рассматривают такую фотографию, их ничего не смущает. Почему мы должны удивляться дряблости кожи пожилого мужчины?! Но если бы на фотографии была запечатлена женщина того же возраста в коротких шортах, то с большой вероятностью это изображение вызвало бы отторжение. Пожилая женщина с оголенным телом — это не просто неприлично. Сонтаг использует более грубые, но меткие слова. Она говорит, что общество считает ее уродливой. И это правда.
![](/uploads/mediateka/9f/99/8b47713694f4b88f.md.jpg)
Общество очень жестоко к женскому старению, в то время как у мужчин есть право естественно стареть. Седина в волосах их украшает. Женщины же должны прибегать к окрашиванию и всячески молодиться, чтобы скрыть свой возраст. Мужчина озвучивает свой возраст открыто — это его социальный капитал, который транслирует опыт и профессионализм. У женщин с определенного момента спрашивать про возраст неприлично. Как будто есть какой-то временной рубеж, когда женщина уходит в утиль. И эту красную линию ни в коем случае нельзя пересекать, даже если ты ее пересекла 20 лет назад. Таков негласный общественный договор.
Причина этому, как пишет Сонтаг, заключается в стандартах и требованиях к женской внешности, которое предъявляет общество. Культ молодости запрещает женщине стареть и мотивирует ее бороться с законами природы. А это борьба, в которой женщина точно проиграет. При этом в мировом публичном поле есть женщины, чье старение общественность может назвать красивым. Но в основном это актрисы, которые зарабатывают своей внешностью. Сонтаг утверждает, что у среднестатистической женщины с ее работой, домашними делами и недоступностью косметических услуг нет никаких возможностей приблизиться к тому стандарту старения, которое общество готово воспринимать со знаком «плюс». Позволить себе «красивую» старость могут только очень состоятельные женщины при условии, что все свое время они посвящают попыткам сохранить молодость.
![](/uploads/mediateka/f3/5d/c713733d3ec87330.md.jpg)
Вопрос здесь даже не в том, что стандарты старения для женщин более высокие, чем для мужчин. Вопрос в том, что у мужчин есть право на естественное старение, а у женщин нет. Это ключевая мысль, которую Сонтаг пытается донести в своем эссе.
Более того, она идет дальше и заходит на территорию, на которую сегодня побоялись бы зайти самые смелые ораторы. Она рассматривает несправедливость в отношении общества к парам неравного возраста. К примеру, ни у кого не вызывает удивления 50-летний мужчина, рядом с которым идет 25-летняя женщина. Почему она с ним? Он успешен, богат, возможно, у него интересный жизненный опыт и он может о многом рассказать. Но если рядом с 50-летней женщиной будет 25-летний мужчина, то это вызывает у общественности как минимум недоумение. «Зачем ему эта старуха?». Примерно такие комментарии будут сопровождать эту пару. При этом женщина может быть хоть в два-три-десять раз богаче, умнее и красивее 50-летнего мужчины из примера выше. В глазах общества такой союз противоестественен.
Предполагаю, что в этот момент должны появиться комментарии из серии, что 50-летний мужчина может зачать ребенка, а 50-летняя женщина — нет. Только вот эти правила работали несколько в другое время. Я бы даже сказала, несколько в другом веке. С учетом того, сколько сейчас на планете людей, то вопрос воспроизведения новых особей стоит не так остро для планеты в целом. А для конкретных стран дело вовсе не в возрасте, а в условиях жизни, когда молодые люди обоих полов не стремятся заводить детей.
![](/uploads/mediateka/9c/c2/c4053afb6ef95c85.md.jpg)
Сонтаг пишет, что с определенного возраста женщина как будто бы выпадает из сексуальной жизни только по той причине, что у нее появляются седые волосы и морщины. Хотя никаких причин неспособности вести активную половую жизнь с точки зрения физиологии у нее нет. В отличие от мужчин. И с точки зрения общества, единственное на что может рассчитывать 50-летняя женщина на поле романтических отношений — это партнер, который старше ее на 15—20 лет. Так решило общество. Только вот 50-летним женщинам не очень понятно, что им делать с 70-летним мужчиной, которому нужна уже не романтическая партнерша, а гувернантка или сиделка.
Право на естественное старение должно быть у каждого: как у мужчины, так и у женщины. Без осуждений и требований. Со своими особенностями и странностями. Но если учесть, что Сонтаг писала об этом в 1972 году, а в 2024-м мы все в той же точке, то вряд ли стоит ждать изменений в ближайшие 10 лет. Но это не повод, чтобы не говорить о женском старении.
Издательство: Ad Marginem
Перевод: Светлана Кузнецова
Количество страниц: 224
Год: 2024
Возрастное ограничение: 18+
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.