«Микулай» добрался до Казани
Многострадальный кинопроект начал прокатное шествие по стране
![«Микулай» добрался до Казани](/uploads/articles/56/78/c21a22c205c41b1f.jpg)
В Казани прошла презентация художественного фильма Ильшата Рахимбая «Микулай». Этно-триллер с Виктором Сухоруковым в главной роли приобрели 150 кинотеатров России. Отчего плакал Мансур Гилязов, на что режиссер потратит 50 млн рублей и что у него общего с Никитой Михалковым — в материале «Реального времени».
«Микулай Рахимбая — это выживший из ума человек»
На презентацию фильма в KazanMall, помимо создателей фильма, представителей СМИ и блогосферы, пригласили также тех, кто поддержал проект посредством краудфандинга. Гостей встречали музыкой кряшенского фольклорного ансамбля «Бермәнчек» и Тимура Милюкова.
«Микулай» был пьесой Мансура Гилязова, по которой Кариевский и Альметьевский театры поставили спектакль. Режиссер Ильшат Рахимбай со сценаристами Александром Ивановым и Гульнарой Ахметовой поменяли начало и финал произведения, добавили новых героев.
История выглядит так: в отдаленной кряшенской деревне живет старик по имени Микулай (Виктор Сухоруков). У него есть юная беременная жена Начтюк (Екатерина Агеева), родители, бесконечно уважающие его односельчане. Но однажды в деревню приходит мужчина, который утверждает, что он сын Микулая, и идеальный мир начинает рушиться, обнажая страшную реальность. У Гилязова это моноспектакль, но Рахимбай вводит еще одного героя — сына Микулая Степана (Иван Добронравов), который пытается вытащить своего отца, который, возможно, вовсе им не является, из мира мертвых, но в какой-то момент сам попадает в этот мир. Порой Сухоруков говорит с татарским акцентом — называет русские имена на кряшенский лад. И это выглядит очень мило. Съемки проходили осенью 2021 года в кряшенской деревне Толкияз Пестречинского района.
— Здесь нет акцента на кряшен. Это их проблемы, здесь есть изюминки их культуры, но история сама открывается в общемировом ключе, — говорил Рахимбай ранее в интервью «Реальному времени». То же самое он повторил и во время премьеры.
![](/uploads/article/77/7f/02d61ad7a22a17fa.jpg)
Тем не менее среди актеров, которые сыграли второстепенные и эпизодические роли, кряшены были. Отца Микулая сыграл актер Тинчуринского театра Артем Пискунов, а его ближайшего друга — коллега из Камаловского Олег Фазылзянов. Последний, кстати, был Микулаем в моноспектакле на сцене Кариевского театра. По словам Фазылзянова, единственное, что осталось от кряшен в фильме Рахимбая, — немного фольклора, свадебная церемония, и все.
— Это не тот Микулай, которого я играл, и не тот Микулай, которого представляем мы, которого представляют кряшены, — объяснил Фазылзянов. — Микулай Рахимбая — это выживший из ума человек.
«На оставшиеся деньги я выпью чая»
Всего бюджет фильма составил 20 млн рублей, но, по словам режиссера, на рекламные расходы необходимо еще 2—3 млн рублей. В надежде получить финансовую поддержку от «Ак Барс холдинга» создатели фильма пригласили на премьеру его гендиректора Ивана Егорова. Но главный кряшен Татарстана, который поддерживает многие культурные проекты, связанные с кряшенской культурой, в этот вечер в кинотеатре так и не появился.
— Мы выходим в прокат в 150 кинотеатрах, но это ничего не значит, главное, как будет ходить зритель. Можно либо пройти в тишине, либо провести рекламную кампанию на более высоком уровне. Потому что какое бы хорошее кино ни было, человек не может ходить на него сам по себе, ему нужно, чтобы его кто-то направил, — отметил режиссер. — Бывает, что все классно, красивая премьера, звезды, легкая российская комедия, где четыре звезды, а собирает она в прокате 2 миллиона. А бывает, что якутский фильм, где нет ни одного известного актера, собирает 26 миллионов.
По словам режиссера, для того чтобы фильм окупился, ему необходимо набрать в прокате как минимум 50 млн рублей.
— Половина из этих денег останется кинотеатрам. Половина от этой половины — прокатчикам, половина от оставшейся суммы — продюсерам, на половину от оставшейся суммы я погашу долг. И на оставшиеся деньги выпью чая. На этом все, — сказал Рахимбай.
![](/uploads/article/be/1a/0b159810e0c20068.jpg)
«Это больше авторское высказывание, нежели прокатное»
При этом еще один татарстанский режиссер — Алексей Барыкин, чей фильм «Водяная» выходил в широкий прокат, пожелал фильму восьмизначных сумм сборов, отметив при этом, что фильм, возможно, будет окупаться несколько лет. Барыкин сравнил фильм Рахимбая с Линчем, «Твин Пиксом» и «Сердцем ангела».
— Этот фильм гораздо мощнее с художественной точки зрения, нежели «Солнцестояние», «Топи» и «Отец». «Солнцестояние» — это более попсовое кино с заявкой на большие сборы. А «Микулай» будет культовым кино. Этот фильм на долгую и на долгую он себя отработает. Это больше авторское высказывание, нежели прокатное. Но он получит некий культовый статус, — отметил Барыкин.
После премьеры Барыкин высказался и как педагог, мастер Рахимбая и Гульнары Ахметовой, сценариста фильма:
— Это большая победа кинематографической школы Казани. Многие говорили, что это невозможно, что научить снимать кино могут только в Москве, только во ВГИКе. Но большая часть этой команды училась у нас — Юра Данилов (оператор), Алиса Ганиева (художник-постановщик), Ильшат, Гульнара, Илья Ермекеев (звукорежиссер). Это огромная команда, огромный десант. И после этого пусть кто-нибудь скажет, что в Татарстане нет киношколы! На мой взгляд, это однозначно один из самых самобытных фильмов Татарстана, когда-либо созданных, с абсолютно яркой индивидуальностью.
![](/uploads/article/51/b1/2d06373dde4183a0.jpg)
«Нам пришло время убраться на планете Земля»
Автор театрального сценария «Микулай» Мансур Гилязов признался, что после просмотра фильма расплакался.
— Я плакал, потому что весь этот фильм начинался с детства, мы же жили в кряшенской деревне. Мой брат Искандер дружил с соседским мальчиком, которого звали Микулай, а я — с его младшим братом Иваном. Этот фильм настолько пронизан этими детскими воспоминаниями, детскими впечатлениями. Ильшат собрал все в единую мощную концепция. Он в киноформате воспроизвел атмосферу кряшенской деревни.
— Сейчас самая большая тема — это человек и природа, — продолжил драматург. — Все уже устали от технологий, фантастики, никого не удивить компьютерной графикой. Кроме кряшенской темы, здесь еще и великий Антуан де Сент-Экзюпери, и тема о том, что нам пришло время убраться на планете Земля.
Открывая премьеру, Гилязов отметил, что Рахимбай обладает очень сильной «режиссерской мускулатурой»:
— Никита Михалков когда-то сказал, что настоящий режиссер может уговорить любого актера, любую актрису сняться в его фильме за плитку шоколада. Этот человек способен на это.
— С нами так и было, — подтвердил эти слова именитый актер одного из татарских театров. — Снялись бесплатно.
![](/uploads/article/27/7c/42a2c1278941a888.jpg)
«Должен случиться взрыв, и мне очень хочется, чтобы этим взрывом был «Микулай»
По словам киноведа и кинокритика Адили Хабибуллиной, фильм Рахимбая переполнен метафорами:
— Это все подкрепляется визуальным языком и музыкальным рядом. Хочу отметить работу с жанром, здесь концентрация жанров — сначала мы смотрим фильм как триллер, затем он превращается в психологическую драму, там есть элементы хоррора, есть элементы этно. И это все в комплексе интересно смотреть, потому что это интересное кино, которое работает в разных плоскостях. Это кино, о котором хочется говорить много, потому что это действительно кино.
За музыкальную часть фильма отвечал композитор Тимур Милюков. По его словам, музыка к «Микулаю» писалась почти девять месяцев:
— Мы изначально договорились о том, что это должно быть странно, где-то психоделично, где-то пронзительно. Фильм для меня лично делится на две реальности: обычную и магическую, музыка почти всегда погружает зрителя-слушателя в мир главного героя, раскрывает в самых неожиданных вещах те смыслы, которые именно он в них вкладывает. Фильм очень символичный, и местами даже может показаться, что музыка не соответствует действию, ни с того ни с сего раскрашивает триллерной атмосферой обычный процесс поджигания папиросы или тянет унылые дроны в сцене, где герой вроде бы радостно встречает неожиданно найденного сына. На самом деле здесь все имеет смысл, и часто не один, очень многое в музыке и в игре актеров продиктовано режиссерской задумкой, многое отображает не то, что кажется. Слоган фильма так и звучит: в этом фильме всё кажется чем-то не тем.
![](/uploads/article/37/7f/52f6d362566c0757.jpg)
Отметим, что кряшенский фольклорный ансамбль «Бермәнчек» специально для этого фильма записал почти целый студийный альбом материала.
Оценивая успехи в прокате, Адиля Хабибуллина отметила, что у «Микулая» большой потенциал:
— У нас есть феномен якутского кино, которое тоже начиналось очень локально, начиналось с тех тем, которые интересны только конкретному региону и так далее. Но что сейчас? Сейчас якутское кино собирает кассу не только в России, но и на фестивалях везде есть якутское кино. Должен случиться взрыв, и мне очень хочется, чтобы этим взрывом был «Микулай». Потому что Ильшат берет национальный материал, перерабатывает его и добавляет элементы триллера и хоррора. Он пытается рассказать эту историю языком современного кино. Эту картину сравнивают с фильмами «Топи», «Отец», «Солнцестояние», «Остров проклятых». Почему такие сравнения? Потому что здесь есть все те жанровые крючки, которые есть в этих фильмах, и он их грамотно соединяет. Фильм можно смотреть и как мистическую историю, и как абсолютно понятную психологическую драму. И эта многослойность, замес традиционного и национального, очень современного и в то же время авторского кино — это и есть то, что может сделать региональный фильм интересным как для широкой зрительской аудитории, так и для фестивалей. Именно в «Микулае» я вижу этот потенциал.
![](/uploads/gallery/4d/85/ba644374b2489356.jpg)
![](/uploads/gallery/ea/5c/77bb667234dd7599.jpg)
![](/uploads/gallery/5a/24/29a3005ce96ad645.jpg)
![](/uploads/gallery/58/9e/bb1b4d4de07cef30.jpg)
![](/uploads/gallery/77/62/9a8562a56bb30c06.jpg)
![](/uploads/gallery/64/e0/96a2866ecefa9bb8.jpg)
![](/uploads/gallery/ac/0b/06fbb4760822949b.jpg)
![](/uploads/gallery/10/53/d69359734a39ae39.jpg)
![](/uploads/gallery/c8/82/b851743087d93bab.jpg)
![](/uploads/gallery/5f/90/fe1ffff7df41f05f.jpg)
![](/uploads/gallery/33/09/65a3089d3a24b2cc.jpg)
![](/uploads/gallery/2b/50/2de333cef5d8941f.jpg)
![](/uploads/gallery/e0/52/94aec5a5ba3e78e8.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/03/5b582eaa3a4ec7c0.jpg)
![](/uploads/gallery/45/67/1c81a74b8d693ff6.jpg)
![](/uploads/gallery/fe/15/d61012c4cbaa50e7.jpg)
![](/uploads/gallery/14/ea/1d872e90833630b4.jpg)
![](/uploads/gallery/67/17/0d92e2ecf977daad.jpg)
![](/uploads/gallery/02/67/abb5a4900c2c79ab.jpg)
![](/uploads/gallery/39/75/5eeeef145302c6e8.jpg)
![](/uploads/gallery/e7/97/7c11386306b67bed.jpg)
![](/uploads/gallery/a2/9d/d1c9568dfb42963f.jpg)
![](/uploads/gallery/16/ab/f6fcf2f454f0f97c.jpg)
![](/uploads/gallery/b0/26/ef86d4d06a1c177e.jpg)
![](/uploads/gallery/a5/37/9cf9ab5f1e36b2fe.jpg)
![](/uploads/gallery/25/c8/f8f141d04ce5906c.jpg)
![](/uploads/gallery/35/ea/b4ca7ff53912c5fe.jpg)
![](/uploads/gallery/c5/d1/785658c9fbecd1a7.jpg)
![](/uploads/gallery/0f/d2/515ed262dfa30e67.jpg)
![](/uploads/gallery/9f/78/c4f1317b3faf28c7.jpg)
![](/uploads/gallery/f4/3c/6dfa22aa832186cd.jpg)
![](/uploads/gallery/c3/bf/45e5dc417f3e41f6.jpg)
![](/uploads/gallery/77/e9/0f727f9bf97309f9.jpg)
![](/uploads/gallery/6e/9d/bda90c4589eb3b82.jpg)
![](/uploads/gallery/19/2f/750eb461859f507d.jpg)
![](/uploads/gallery/75/94/eed9cd9798a85142.jpg)
![](/uploads/gallery/87/28/bd606aa8244b27ad.jpg)
![](/uploads/gallery/95/75/381ae4b72d5da05a.jpg)
![](/uploads/gallery/4c/2d/4f3bb5203fbb4e83.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/f1/4536824e04277d8f.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.