Заблокированы на Украине: перевозчикам казанских грузов нужна помощь
Брянский транспортный перевозчик успел отправить грузы казанских компаний, но без помощи в спасении водителей ему не обойтись
Грузы казанских предприятий, оказавшиеся на территории Украины до начала российской военной спецоперации, отправлены, сообщил «Реальному времени» гендиректор брянской компании «Ространс» Николай Саврухин. Но в настоящее время украинскими властями удерживаются 140 российских фур, прибывших в черноморские порты до обострения конфликта, заявили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. АСМАП обратилась к федеральным властям за помощью в возвращении водителей, и сам глава «Ространса» ищет всевозможные варианты их спасения. Тем временем отправителям не стоит рассчитывать на страховое возмещение, так как «военные риски» не страхуются, отметил вице-президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров.
Брянский «Ространс» исполнил обязательства
В ближайшее время грузы казанских предприятий, отгруженные в украинских морских портах через брянскую транспортную компанию «Ространс», могут быть доставлены заказчикам.
— Казанские грузы вчера отправили, — сообщил «Реальному времени» глава компании Николай Саврухин.
По его словам, казанские грузоотправители не пострадают от форс-мажорной ситуации, в которую попала компания. Ведь груженые фуры оказались на территории Украины за несколько дней до начала спецоперации, и водители не были готовы к разворачиванию против них украинских вооруженных сил.
Сейчас нужна помощь в освобождении водителей, которые оказались заблокированными на Украине.
— Если есть варианты, как спасти, — помогите, — попросил Саврухин, надеясь, что кто-то из татарстанского бизнеса откликнется.
Но рассказывать в подробностях об условиях пребывания застрявших на Украине российских дальнобойщиков не стал. «Какие могут быть сейчас интервью — не до них», — убитым голосом сказал он и прервал разговор.
Осталось неизвестным, сколько автомобилей оказались задержанными и сколько водителей находятся в сложном положении. Автотранспортная компания «Ространс» осуществляет международные перевозки грузов по заказу предприятий из разных регионов страны, в ее парке — около 100 единиц грузовой техники. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка по итогам 2020 года составила 488,5 млн рублей, чистые активы — 11,5 млн рублей.
Интенсивность междугородних перевозок объясняется близостью Брянской области к западным границам России. Расстояние до украинской границы составляет 170 км, которое преодолевается за 2 часа. В аппарате уполномоченного по правам человека Брянской области подтвердили, что к ним поступали обращения о задержанных на Украине водителях.
АСМАП шлет сигнал SOS
Междугородние рейсы совершаются по разрешительным документам, которые поступают в Ассоциацию междугородних автомобильных перевозчиков (АСПАМ). Каждый рейс с пересечением российской границы фиксируется. При этом сам междугородний перевозчик обязан быть членом ассоциации. Иначе говоря, АСМАП владеет точными данными о том, кто и когда уехал на территорию Украины, кто выбыл и кто остался.
По этой причине руководство АСМАП обратилось к федеральным органам власти с призывом помочь в освобождении задержанных дальнобойщиков. По данным ассоциации, в настоящее время на территории Украины удерживается более 140 российских грузовых автомобилей, которые прибыли до начала спецоперации. Выезд на родину им запрещен украинскими властями, сообщили в АСМАП.
Оказавшись в заложниках, дальнобойщики столкнулись с конфискацией техники украинскими властями.
— Уже известны девять случаев принудительного изъятия, еще в отношении шести автопоездов, принадлежащих группе компаний «Д-Транс», процедура изъятия началась, — отметили в ассоциации.
При этом украинские власти руководствуются законом Украины «О передаче, принудительном изъятии и получении имущества в условиях правового режима военного положения и чрезвычайного положения», добавили в АСМАП.
Как вернуться водителям
Но самое главное — даже не техника, водители брошены на произвол судьбы, переживают в ассоциации:
— Люди остаются без крова, питания и денежных средств. Если изъятие производится в пункте пропуска, то водители вынуждены пешком идти на сопредельную сторону и искать хоть какую-то возможность вернуться домой, так как транспортное сообщение между Европой и Россией отсутствует, — пояснили в АСМАП.
Еще хуже положение водителей, которые оказались внутри Украины, вдали от российской границы.
— Водители четырех автопоездов, изъятых в порту Черноморск вблизи Одессы, выброшены на улицу. Они не имеют возможности не только добраться домой, но и найти временное место проживания, — сообщили перевозчики.
Руководство АСМАП просит российские власти вмешаться в урегулирование ситуации, ведь на территории Украины оказалось немало наших граждан. Список тех, кто пересек украинскую границу до начала спецоперации, состоит из 22 страниц. Названия компаний и фамилии водителей переданы властям. Обращения АСМАП поступили в Минтранс РФ, федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову, уполномоченному по правам человека РФ Татьяне Москальковой.
![](/uploads/article/1f/ed/df4fe459cf2a38b1.jpg)
«Партизанскими» дорогами
Неофициально представители транспортной отрасли рассказывают, что те водители, которые оказались в приграничных районах, успели покинуть страну объездными, «партизанскими» маршрутами. Сложность еще и в том, что договариваться об освобождении дальнобойщиков просто не с кем, переживают в ассоциации. Есть надежда на гуманитарные коридоры, но пока их открывают далеко от черноморских портов.
Вернуть изъятую технику, по словам источников издания, никому не удалось, а водители добираются домой самостоятельно (это около 200 км).
При этом украинские дальнобойщики свободно возвращаются домой с территории России, говорят грузовые перевозчики.
Такие риски не страхуются
Оценивать потери пока сложно, но, скорее всего, они невозвратные, полагают эксперты.
![](/uploads/article/e9/cf/34988a3093d2cf80.jpg)
По его словам, страхование грузов при международных перевозках осуществляется обязательно, но страховку выплачивают, если было совершено ДТП, кража, грабеж, в результате чего правоохранительные органы возбуждают уголовные дела. В данном случае изъятие происходило в обстоятельствах форс-мажора, а военное положение в России не объявлено.
— Вообще, военные риски в страховое покрытие не входят, но в каждом случае вопрос будет решаться индивидуально, — резюмировал он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.