«Алифба — это икона татарской культуры»
В Национальной библиотеке Татарстана предложили развернуться лицом к глобальному татарскому миру письменности
![«Алифба — это икона татарской культуры»](/uploads/articles/c1/2c/757bff98c68b2610.jpg)
В Казани в Национальной библиотеке открывается выставка «Глобальный мир татарской книжности» — это первый большой опыт главного книгохранилища республики в этой сфере. Проект приурочен к Году родных языков. Экспозицию оценил корреспондент «Реального времени».
Мэппинг, цифровая каллиграфия и искусство комментирования
— Никогда Национальная библиотека не выводила столько материалов из фондов — это 100 документов, которые хранились здесь с XX века, — подчеркнула ее директор Мадина Тимерзянова.
Также в подготовке выставки помогали Министерство культуры РТ, Национальный музей республики, Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, ГТРК «Татарстан» и Университет Амстердама.
У выставки три автора. Альфрид Бустанов, в начале года назначенный замдиректора Института истории им. Ш. Марджани, посвятивший себя изучению тюркских рукописей. В 2019-м он в рамках гранта Евросоюза начал заниматься проектом «Личность мусульманина в имперской и советской России». Ирек Хадиев, заместитель директора библиотеки по научной работе, знаток местных фондов. И Роберт Хасанов, руководитель проекта «Смена», который отвечал за материальное воплощение идей в жизнь.
![](/uploads/article/23/10/7d954ab362b58f01.jpg)
Звездой пресс-показа стал Бустанов, который подробно рассказал журналистам о выставке. Планируется, что у экспозиции появится аудиогид с голосом Альфрида. Впрочем, организаторы уверяют, что на выставке столько надписей, пояснений и текстов, что можно многое узнать и самому. Открывается она проекцией надписей на могилах на белые плиты — их делал при помощи стилуса молодой каллиграф Айзат Мингазов. Говорит, что на каждую надпись уходило до полутора суток, так что потом на лицах людей мерещились арабские буквы. Эти экспонаты связаны с книгой Шигабутдина Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»), в которой он через камни, найденные на территории Архиерейской дачи, в буквальном смысле пытается нащупать свои корни.
— Здесь каждый посетитель найдет не правильный ответ, как все понимать, а найдет вопросы, которые волнуют любого человека, который живет в нашей стране, — начал Бустанов. — Кто я, куда мы все идем, что важно в нашем прошлом, что мы возьмем из прошлого, чему мы можем научить наших детей.
При этом каждый раздел — это не только демонстрация преемственности, но и пробелов, разрывов, драматических переломов, говорит ученый. После надгробий зритель переходит к видеопроекции с монетами, а далее — большому количеству увеличенных изображений с текстами и витринами с рукописями. Честно говоря, первое впечатляет больше, потому что в каждом есть какое-то открытие. К примеру, вот персидские тексты — но они переписаны татарами на голландской бумаге. Эти узоры должны быть частью современной жизни, комментирует Бустанов, почему бы их не вернуть на наши костюмы?
![](/uploads/article/ea/f1/f78a0475fc5c3a4f.jpg)
А потом он показывает рукопись, на которой русскими буквами, согласно одной из теорий, написана дата 1607 год. После следует инсталляция с несколькими основными видами арабской графики — это место должно стать главным инстаспотом.
Перед XX веком нас встречает несколько полок с книгами, которые демонстрируют интерес к нашим рукописям со стороны ученых. Они на иностранных языках, будь то английская книга о бухарском престиже в татарской культуре XX века или уйгурская — об истории татарских медресе в Синьцзяне.
Развернись и посмотри!
XX век — это история реформы мусульманского образования, перехода от арабских букв к латинице и кириллице, которые в первой половине столетия быстро сменили друг друга. Бустанов подчеркивает, что это не было простым переходом, история сложнее, и она порой меняла судьбы людей.
Вот Галимжан Шараф, один из них. Когда ему было 20 лет, он написал историю Золотой Орды, был одним из авторов проекта «Идел-Урал». А после заключения в лагере он уже занимается «пролетаризацией языка» и подготовкой к латинице.
![](/uploads/article/22/cf/2cf536ec4a79b124.jpg)
В этой ситуации многие артефакты прошлого меняют смысл. Карикатура из журнала «Чаян» показывает старика, который обнимает могильные плиты с арабскими надписями, в то время как на заднем фоне встает солнце новой жизни. Сейчас эта картинка смотрится иначе — это уже не восход, а закат.
Также экспозиция предлагает посмотреть на альтернативные варианты развития алфавита: это и нежелание отдельных людей переходить на кириллицу («Реальное время» публиковало отрывки из дневников художника Баки Урманче — изначально он писал арабицей) или сознательный выбор отдельными диаспорами латиницы (как это было у финских татар).
Бустанов предлагает посмотреть в центр выставки — здесь облаченные в стекло висят обрывки различных документов, книг, от которых люди добровольно избавлялись в советское время.
После этого он подходит к изображению букваря. «Әлифба» — ныне символ борьбы за татарский язык.
— Когда появилась «Әлифба», сложился канон татарской культуры, который нам известен, — немного иронично замечает Бустанов, — который мы ассоциируем с татарской культурой.
![](/uploads/article/e3/52/288a3b3b56ce1d62.jpg)
Известно, что молодой ученый — апологет изучения дореволюционной культуры, которому не близки восторги по поводу джадидского движения с его обращенностью в сторону Европы и воспеванием советской татарской культуры. И на пресс-показе он это демонстрирует, став практически в упор с изображением азбуки — вот как мы видим нашу культуру.
— Но стоит развернуться и посмотреть сюда, — тут он разворачивается в сторону остальной выставки, — и мы видим, что у нас есть доступ к огромному культурному репертуару, который затерялся в уголках истории, но мы можем его схватить и актуализировать. Алифба — это икона татарской культуры.
Как пообещал заместитель директора библиотеки Табрис Яруллин, планируется, что выставка станет площадкой для параллельной программы. Во-первых, это новый сезон лаборатории по расшифровке рукописей (некоторые из них мы публиковали), а также, к примеру, участие в медиа-арт фестивале «Нур», который пройдет осенью.
Выставка работает ежедневно с 11.00 до 20.00, кроме последнего понедельника каждого месяца. Пока что она открыта до ноябре 2021 года.
![](/uploads/gallery/13/f0/798ee893d4a0086a.jpg)
![](/uploads/gallery/8d/d2/0383cc976a94f5f1.jpg)
![](/uploads/gallery/ab/5c/3366642bbfa7c932.jpg)
![](/uploads/gallery/36/7c/4dc5cf6d34941943.jpg)
![](/uploads/gallery/f9/a6/17ac7f3fb1071e29.jpg)
![](/uploads/gallery/db/61/5bf8daa811ff1bf1.jpg)
![](/uploads/gallery/19/a7/a5b787836f0c423a.jpg)
![](/uploads/gallery/e7/2d/dab88e4ca1630478.jpg)
![](/uploads/gallery/aa/1f/0cea0acc25dad6dc.jpg)
![](/uploads/gallery/55/3b/169d419f04d70704.jpg)
![](/uploads/gallery/56/28/592ae8fb828c536c.jpg)
![](/uploads/gallery/ea/28/346b88636ad205c4.jpg)
![](/uploads/gallery/b4/f6/a25d91343dd6ba84.jpg)
![](/uploads/gallery/e2/fb/ef10f78d6c87a30a.jpg)
![](/uploads/gallery/47/90/c2b09b0792285edb.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/d6/1fb23a164f54609d.jpg)
![](/uploads/gallery/ad/ad/b002bcba115e7e6b.jpg)
![](/uploads/gallery/4d/6a/30a8837c2dfad40e.jpg)
![](/uploads/gallery/9c/3b/2f0802a29beda925.jpg)
![](/uploads/gallery/c1/7b/007b335461733c17.jpg)
![](/uploads/gallery/87/9f/7a08464ded88e891.jpg)
![](/uploads/gallery/e5/fa/154612f18ffac3e7.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/96/00f064ed02453a24.jpg)
![](/uploads/gallery/ad/1a/f8686e31a078537c.jpg)
![](/uploads/gallery/3b/6c/a495e899c41e959c.jpg)
![](/uploads/gallery/42/61/fffd2913c9c52541.jpg)
![](/uploads/gallery/cb/6d/0d09309b44156c03.jpg)
![](/uploads/gallery/2e/65/5d75e7f117d6866d.jpg)
![](/uploads/gallery/05/39/f5ea89256fdbe67e.jpg)
![](/uploads/gallery/13/28/1997dd7748c746f6.jpg)
![](/uploads/gallery/42/3c/203f71f7e21e955d.jpg)
![](/uploads/gallery/32/a0/c2dfb83adffefd70.jpg)
![](/uploads/gallery/40/11/5e08aa4ccdfae428.jpg)
![](/uploads/gallery/a7/e9/93007b07c805c26d.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.