«Пиковая дама»: символ выбора наивного и слабого Германа
XXXIX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина в Казани продолжила опера Петра Чайковского
![«Пиковая дама»: символ выбора наивного и слабого Германа](/uploads/articles/8c/35/93829a65f5146504.jpg)
Редкий Шаляпинский фестиваль обходится без «Пиковой дамы». Постановка Юрия Александрова, премьера которой состоялась в Казани в 2017 году, неизменно входит в программу и не перестает поражать своей зрелищностью, инновационным подходом к декорациям, богатству костюмов. Собственно, и артистам есть где развернуться: «Пиковая дама» считается одной из самых популярных русских опер наряду с «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым».
Занимательная арифметика
4 февраля на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля «Пиковая дама» в постановке питерского режиссера Юрия Александрова была показана на Шаляпинском фестивале в пятый раз, и четырежды роль Германа в ней исполнил солист Московского музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.
— За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Абдулганиев. Я не приехал только один раз, роль передал тогда Олегу Долгову. А так — я практически единственный исполнял роль Германа. Но если в Татарском оперном театре я ее исполнил около семи раз, то в целом быть главным героем «Пиковой дамы» мне приходилось более 50 раз. Вот такая занимательная арифметика, — рассказал «Реальному времени» Николай Ерохин.
![](/uploads/article/54/b5/ab62c4b901fcf55e.jpg)
Большому артисту нужно много сна и еды
Артист признался, что эта опера для него, как для драматического тенора, — самый любимый и дорогой сердцу спектакль. Кроме того, действие строится именно вокруг Германа, поэтому прилетать на репетиции Николаю Ерохину приходится пораньше, чтобы помочь коллегам. Сложно быть центром трех действий оперы — это практически три часа, но певец раскрыл свой секрет:
— До спектакля я много ем — по мне, собственно, это видно. На самом деле, я предпочитаю мясо, белковую пищу. А прийти в себя после сложной роли мне помогает сон. Пью снотворное и сплю не менее 10 часов.
У артиста свое видение образа Германа — он видит своего героя человеком мятущимся, но не находящим понимания окружающих. Для них он, как Печорин Лермонтова, словно «топор в руках судьбы» — графиня умирает, Лиза остается с разбитым сердцем. Хотя именно она была для него светлой частью души.
— Ведь именно для нее он старался обрести богатство! — уверен Николай Ерохин. — В конце же я не играю сумасшествия — нет, мой герой не сходит с ума. Герман просто устал от бесконечной борьбы, не только с окружающими, обстоятельствами, но и с самим собой. И не такой уж он плохой, как может показаться из-за его погони за деньгами любой ценой. Он просто очень наивен, по-детски. Рассказали ему историю о трех картах, а он искренне и поверил…
![](/uploads/article/90/b8/954c41b27b2f0344.jpg)
Пиковая дама казанской школы
Совершенно роскошной, степенной и величавой, причем во всех сценах, предстает графиня в исполнении солистки Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова Александры Саульской-Шулятьевой. Казань для заслуженной артистки Удмуртии — город совсем не чужой. Она в 1993 году окончила Казанскую консерваторию, а после дебюта в роли Леля в «Снегурочке» (ее часто исполняют женщины из-за очень высокой партии, — прим. ред.) была принята в труппу Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. Пела в Ижевске, где тоже представляла, кроме других ролей, Полину из «Пиковой дамы», в 2001 году окончательно переехала в Москву служить в «Новой Опере».
— Моя графиня в каждой постановке разная, но именно роль в спектакле Александрова мне ближе остальных — здесь невозможно заскучать, потому что представлены самые разные образы. Моя графиня — это не женщина из крови и плоти, а скорее образ рока, судьбы, пагубного пристрастия. Для Германа она стала катастрофой, как дьявол в юбке. Собственно, для меня пиковая дама — символ выбора человека. Главный герой мог ведь двинуться к свету, но он, вероятно, в силу своей слабости этого не сделал. Страшно ли мне быть «Пиковой дамой», роковой женщиной? Нет, скорее интересно, потому что я страстно люблю музыку и эту оперу в частности. Графиня написана для контральто, моего голоса, я считаю большим счастьем иметь непосредственное отношение к такому произведению, — призналась Александра Саульская-Шулятьева.
![](/uploads/article/21/95/eb510b8d664d8cc4.jpg)
«Мама — лучшая роль»
Как и коллеги, артистка Мариинского театра Екатерина Сергеева тоже призналась, что неравнодушна к Казани. «Это мой второй дом, место, где я могу отдохнуть от людей и от своей профессии», — сказала она корреспонденту «Реального времени». Действительно в Мариинке у нее очень много ролей — это и Марина Мнишек в «Борисе Годунове», и Марфа в «Хованщине», и Любаша в «Царской невесте» и другие. Отдохнуть, по ее признанию, не удалось даже во время пандемии — все время шли репетиции.
— Мои героини каждый раз разные, все зависит от моего настроения в данный момент, плюс сюжетная линия, которой необходимо руководствоваться. Я не могу выделить какой-то любимой роли — каждая для меня особенная, но в тот момент, когда я выхожу на сцену. Могу сказать, что лучшая и любимая моя роль — мамы, которой я стала достаточно рано. Моему сыну уже 17 лет.
Закрытие отменяется
Казанцы приняли спектакль очень тепло, несмотря на заминку в первом действии при перемене декораций. Публика рукоплескала стоя, особенно стараясь во время выхода Германа-Ерохина и дирижера, музыкального руководителя постановки Марко Боэми. Накануне днем руководство театра опровергло слухи, запущенные местным телеграм-каналом, что оперная сцена будет закрыта на три месяца и оштрафована на полмиллиона рублей из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Рассадка зрителей была «через одного», все пришли строго в масках. Театр жив, в нем по-прежнему звучит удивительная музыка, а зрители, пусть их значительно меньше, рукоплещут «за себя и того парня».
![](/uploads/gallery/5e/e4/38f7708672154eb0.jpg)
![](/uploads/gallery/02/6d/b180195dc491fcb6.jpg)
![](/uploads/gallery/d7/90/e9d752d5486d98aa.jpg)
![](/uploads/gallery/19/5c/feff6d1ed02af281.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/06/deb2e0b364ab2c7a.jpg)
![](/uploads/gallery/68/90/99319ba98be4f9ba.jpg)
![](/uploads/gallery/ea/e4/5cbff56de9ee5961.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/58/7fde07aa4658a227.jpg)
![](/uploads/gallery/29/fc/99cbb56451653ef6.jpg)
![](/uploads/gallery/af/6b/95f64cb967c4ec61.jpg)
![](/uploads/gallery/d6/ce/961c9fb1c51388ed.jpg)
![](/uploads/gallery/e0/d5/d48d85903b83964e.jpg)
![](/uploads/gallery/38/db/8087caa51a043c0a.jpg)
![](/uploads/gallery/8e/01/b4219b7b1ac50700.jpg)
![](/uploads/gallery/c9/0e/51e2905c2a562693.jpg)
![](/uploads/gallery/84/6a/690ffefb96d6eea4.jpg)
![](/uploads/gallery/19/d4/76b207249fd0eb27.jpg)
![](/uploads/gallery/a3/a4/d12118b5d733b438.jpg)
![](/uploads/gallery/06/3a/26fe157f307500c7.jpg)
![](/uploads/gallery/17/09/7065184eed35e621.jpg)
![](/uploads/gallery/f8/f7/2a3b877048f725dd.jpg)
![](/uploads/gallery/64/6f/cb3499b74306d936.jpg)
![](/uploads/gallery/01/5f/94a5fe273c55a181.jpg)
![](/uploads/gallery/fa/d1/3ff399624384621b.jpg)
![](/uploads/gallery/c7/92/3f55e77688ae6eaa.jpg)
![](/uploads/gallery/43/be/97ed7f7916848c34.jpg)
![](/uploads/gallery/09/d2/ea53e2af84739e6a.jpg)
![](/uploads/gallery/2c/02/87b90a5d38e90d81.jpg)
![](/uploads/gallery/07/43/f3477fa8af654fcf.jpg)
![](/uploads/gallery/49/91/115b800e7bf00dc3.jpg)
![](/uploads/gallery/90/d2/6c40ba39360da564.jpg)
![](/uploads/gallery/e0/64/a631f48d01b8e7ce.jpg)
![](/uploads/gallery/6e/45/201c8ac9a5a738e3.jpg)
![](/uploads/gallery/44/e7/96988e2a22c629c4.jpg)
![](/uploads/gallery/e5/51/54458c764f39ac67.jpg)
![](/uploads/gallery/c3/9a/4575d5a13c620dd9.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.