«Зиганшин сменил гнев на милость» — «Татфлот» претендует на «Чайку-СПГ»
До конца августа правительство Татарстана определится, кому доверить речные круизы на первом в России газовом теплоходе
![«Зиганшин сменил гнев на милость» — «Татфлот» претендует на «Чайку-СПГ»](/uploads/articles/d2/71/48917f0c9d20fb91.jpg)
Сегодня первое в стране газомоторное прогулочно-экскурсионное судно «Чайка-СПГ», о котором «Реальное время» подробно рассказывало, было спущено на воду в акватории Волги в Зеленодольске. Новый пассажирский теплоход стоимостью 320 млн рублей строился по заказу ГТЛК в рамках госпрограммы, предусматривающей передачу речных судов в льготный лизинг под 2,5% годовых. За статус регионального оператора речных перевозок в Татарстане давно бьются дочерняя компания зеленодольских судостроителей ООО «Волгататсудоремонт» и СК «Татфлот» Равиля Зиганшина, но правительство республики еще не определилось, с кем из них «отправиться в плавание».
Белоснежный и безымянный
Сегодня зеленодольские судостроители спустили на воду первое пассажирское речное судно, которое будет плавать на сжиженном природном газе. «Чайка-СПГ» — рабочее название, так теплоход назвали в пресс-релизах. Однако в акватории Волги взору гостей предстал абсолютно белый теплоход, празднично украшенный красными и синими шариками на корме, но без названия. Как пояснил «Реальному времени» гендиректор АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Александр Карпов, с именем для судна еще не определились:
— Может быть, и «Акчарлак» назовут («чайка» на татарском языке, — прим. ред.).
— Нет, это же настоящая «Ласточка», — убежденно заявил «Реальному времени» Роман Лизалин (экс-капитан теплохода «Арабелла», спасавший пассажиров «Булгарии», а ныне директор ООО «Волгататсудоремонт», — прим. ред.).
Очевидно, он имел в виду, что теплоход может стать первенцем в серии газовых пассажирских речных судов.
Под палящим солнцем на берегу Волги собралась почетная свита гостей. На церемонию спуска на воду приехали премьер-министр РТ Алексей Песошин, заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, директор Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра Александр Батялов, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков и, конечно, создатель судна — гендиректор ЗПКБ Евгений Жирков. Почти каждый из них выразил свое восхищение новым теплоходом. Алексей Песошин отметил, что Татарстан стал одним из первых регионов, где совместно с «Газпромом» ведется большая и системная работа по расширению возможностей использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на различных видах транспорта.
— Использование природного газа на речных судах определяется его лучшими экологическими характеристиками, а также позволит снизить себестоимость пассажирских перевозок, — сказал глава правительства республики.
Продолжение серии зависит от СПГ-завода
Александр Карпов сообщил, что в планах у завода выпустить как минимум 20 подобных судов. «Будет и два, и три, но для этого требуется развитие необходимой инфраструктуры», — объяснял он журналистам перспективы развития речного флота в Татарстане. Правда, он увязал их с необходимостью строительства завода по производству СПГ, идею которого не первый год обсуждают в республике:
— В планах — строительство завода по сжиженному природному газу. Как появится конкретная инфраструктура, так будем думать о распространении судов на этом виде топлива в больших масштабах, — заявил гендиректор Зеленодольского завода им. Горького.
Новый пассажирский теплоход стоимостью 320 млн рублей строился в рамках программы ГТЛК с государственным софинансированием. Программа предусматривает передачу речных судов в льготный лизинг под 2,5% годовых. Как сообщил «Реальному времени» глава департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков, для тех, кто берет в лизинг речные суда по госпрограмме, субсидируется процентная ставка до 2,5%.
— Мы стараемся поддерживать эту норму, потому что иначе приобрести пассажирское речное судно и добиться его эффективности экономически достаточно сложно. Эта ставка действует на весь срок лизинга, который может быть от 10 до 25 лет, — отметил Кабаков.
По его словам, с предложением к ГТЛК о необходимости приобретения новых речных судов должен выходить сам регион, после чего формируется программа. «Понимаете, это такой процесс (расширения программы строительства, — прим. ред.), его невозможно осуществить без участия региона. Раньше перевозки осуществлялись речными пароходствами, особенно социально значимые, а сейчас региональными операторами», — пояснил он. По данным Российского речного регистра, сейчас средний возраст пассажирских судов в регионах составляет около 30 лет и больше.
СК «Татфлот» Равиля Зиганшина vs ВТС Романа Лизалина
От того, кто встанет за штурвал «Чайки», зависит, кто будет развивать речные перевозки в перспективе. Отвечая на вопрос «Реального времени», глава зеленодольского предприятия признал, что на статус оператора претендуют и сам завод в лице дочерней компании «Волгататсудоремонт», и СК «Татфлот»:
— По-моему, Зиганшин сменил гнев на милость, хочет заплатить свои долги и взять суда в свое ведение, — рассказал Александр Карпов.
По его словам, в ближайшее время интрига должна разрешиться. Сертификационные испытания завершатся в конце августа. «24 августа мы ожидаем получения разрешения на эксплуатацию от Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра», — сообщил Карпов. После этого судно сможет курсировать в направлении Свияжска. Вечером пресс-служба Миндортранса РТ сообщила, что вопрос еще не решен.
Не секрет, что практически каждый летний навигационный сезон на туристическом рынке сопровождается громкими скандалами, возникающими из-за всевозможных поломок устаревшего речного флота. Достаточно вспомнить беспрецедентную историю краха национального речного перевозчика «Волжские путешествия+», чей судовладелец обманул около сотни казанцев и до сих пор не вернул им деньги за несостоявшиеся круизы по Волге. На фоне таких негативных историй все больше туристов отказываются от рискованных путешествий, предпочитая пользоваться речными судами исключительно в транспортных целях. Впрочем, речные прогулки по Волге снова могут стать популярными, если здесь появится надежный оператор с обновленным флотом.
![](/uploads/gallery/a1/c4/08a209dfc08c1896.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/23/9b7baf74a5eb1ff9.jpg)
![](/uploads/gallery/32/d4/a237431354d6e424.jpg)
![](/uploads/gallery/6e/75/d82fc85ebe1cfe66.jpg)
![](/uploads/gallery/23/7e/4d48ee454a1eb7c4.jpg)
![](/uploads/gallery/bb/41/1715e3aa85988d23.jpg)
![](/uploads/gallery/22/e2/3fc432276ec4f9a7.jpg)
![](/uploads/gallery/5a/64/f182e36c83cf7acb.jpg)
![](/uploads/gallery/56/24/ba091d1992533955.jpg)
![](/uploads/gallery/bf/08/6a1a8a70eb817714.jpg)
![](/uploads/gallery/22/dc/cf8f0030be6a2958.jpg)
![](/uploads/gallery/6f/f4/e20cb9c719af1223.jpg)
![](/uploads/gallery/60/3c/89b3b275771ba867.jpg)
![](/uploads/gallery/99/c0/6eb60457faba48cb.jpg)
![](/uploads/gallery/77/d6/ab3e69fd79f0ac77.jpg)
![](/uploads/gallery/87/8d/036d0ec80b314c75.jpg)
![](/uploads/gallery/a5/13/8d64cf52f5795c5a.jpg)
![](/uploads/gallery/54/b5/208a7b6068841eb5.jpg)
![](/uploads/gallery/38/79/74de90b6b4278556.jpg)
![](/uploads/gallery/2e/1d/8824673ae45ed305.jpg)
![](/uploads/gallery/88/c2/5ef47e8eae13cdd5.jpg)
![](/uploads/gallery/1f/e6/1062438e4f5fbfd5.jpg)
![](/uploads/gallery/ed/26/2d27deb152a2d1c2.jpg)
![](/uploads/gallery/42/35/5605acbf9fdbe8ee.jpg)
![](/uploads/gallery/76/45/e2a7cb2be0e0436a.jpg)
![](/uploads/gallery/b3/07/cd44d531422d6ef8.jpg)
![](/uploads/gallery/7e/21/26c87638a6da9b16.jpg)
![](/uploads/gallery/dc/1f/0dbbcdd8665ad2b1.jpg)
![](/uploads/gallery/d5/3a/a57f8f8b94652278.jpg)
![](/uploads/gallery/57/93/11327bebbe940302.jpg)
![](/uploads/gallery/53/26/9ef647664147da6c.jpg)
![](/uploads/gallery/fb/bd/774db10a336520c3.jpg)
![](/uploads/gallery/69/9f/d4b8de587aad7ed6.jpg)
![](/uploads/gallery/de/a3/d0487611b917d472.jpg)
![](/uploads/gallery/86/be/432968f3b4050ad2.jpg)
![](/uploads/gallery/34/95/7f9a77ba74a4e30c.jpg)
![](/uploads/gallery/38/4e/0524ee2a073f4a73.jpg)
![](/uploads/gallery/25/4c/0532dd641c9b2726.jpg)
![](/uploads/gallery/84/c7/c919b6b01f5fdfe4.jpg)
![](/uploads/gallery/23/0a/85d84ef5f45e8de4.jpg)
![](/uploads/gallery/96/2d/b6249e39a9717065.jpg)
![](/uploads/gallery/01/0a/c9d4dfa4322b5ed2.jpg)
![](/uploads/gallery/f3/91/8471b339b15735a6.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.