«До сих пор такой машины не было». Татарстан передал заказчику первый казанский еврокоптер
Новая модель вертолета КВЗ должна быть вдвое дешевле европейских конкурентов, но превосходить их по техническим характеристикам
![«До сих пор такой машины не было». Татарстан передал заказчику первый казанский еврокоптер](/uploads/articles/a5/a1/01aa7c04052f429b.jpg)
Первый серийный вертолет Ми-38 в гражданской комплектации, позиционирующийся как конкурент европейской машине Eurocopter EC725, был передан накануне в летную эксплуатацию. Новая винтокрылая машина в VIP-комплектации поднимется в небо на условиях авиализинга: «Газпромбанк Лизинг», выкупивший накануне ее у холдинга «Вертолеты России», передал в финансовую аренду «Русским вертолетным системам». Возможно, этот оператор станет «раскручивать» Ми-38 в будущем. Сейчас в производстве КВЗ находятся еще шесть машин этой серии, на которые есть зарубежные заказчики, заверил «Реальное время» гендиректор холдинга «Вертолеты России».
Ми-38 уходит в лизинг
Казанский вертолетный завод открывает серийное производство нового вертолета — Ми-38 (в классе до 15 тонн), призванного расширить модельный ряд КВЗ. «Вертолеты России» передали государственному заказчику — «Газпромбанк Лизингу» — первый вертолет в гражданской версии, эта машина построена с салоном повышенной комфортности. По договору операционного лизинга она переходит в эксплуатацию «Русским вертолетным системам». Сама церемония передачи символического ключа проходила на Казанском вертолетном заводе накануне.
— Это уже 17-й по счету ключ, который мы получаем от КВЗ. Скоро придется свои ключи от офиса отдавать, — пошутил гендиректор РВС Михаил Казачков.
Новейший Ми-38 — многоцелевая машина, которая займет пустующую нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. Вертолет может применяться для перевозки грузов и пассажиров, поисково-спасательных работ, а также как летающий госпиталь или офшорный вертолет для доставки специалистов на нефтедобывающие платформы в море. Первая серийная машина будет использоваться для перевозок бизнес-класса. Вертолет с салоном повышенной комфортности уже продемонстрировали лидерам России и иностранных государств. В ВР уверены, что летно-технические характеристики и конкурентная цена обеспечат Ми-38 достойное место на мировом вертолетном рынке, и прежде всего на Ближнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии.
Такой машины в России не было
В чем ее принципиальное отличие от трудяг Ми-8 и Ми-17, которые продолжает собирать КВЗ? «Основное отличие в том, что до сих пор такой машины не было, — заявил журналистам гендиректор ВР Андрей Богинский. — Это новая машина в модельном ряду холдинга, чей взлетный вес свыше 15 тонн». По его словам, завод способен выпускать не менее 12 вертолетов этого класса. А сейчас в производстве находится шесть вертолетов данного типа. Плюс есть первые заказы от иностранных покупателей. При этом он напомнил, что первыми в Ми-38 поверили российские военные. В прошлом году КВЗ собрал и передал Минобороны две машины.
Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался более решительно: «Я считаю, что для мирового вертолетного рынка это серьезная заявка. Я был на «Еврокоптер» (европейский производитель Eurocopter EC725), и считаю, что наша машина более конкурентна». По мнению Рустама Минниханова, с появлением этой модели КВЗ должен нарастить серийное производство.
— Завод должен делать не менее 100 машин в год, и это реально, — отметил президент, отвечая на вопросы прессы. — У нас заказов в этом году на 70 машин. Но с учетом того, что у нас есть Ми-8 и «Ансат» (легкий вертолет массой свыше 3 тонн) и появляется более тяжелая машина, то можно выходить на новый уровень.
— Передача первого вертолета Ми-38 — важный этап, подтверждающий готовность КВЗ к серийным поставкам машин данного типа как для коммерческих эксплуатантов, так и для госзаказчиков. Прогнозируемая потребность потенциальных покупателей в Ми-38 до 2030 года составляет более 100 машин, — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
Сколько стоит Ми-38 в VIP-салоне
Стоимость Ми-38 не раскрывалась. Однако в конце 2015 года Минпромторг РФ провел конкурс на право заключения государственного контракта на доработку среднетяжелого вертолета Ми-38 с начальной стоимостью 1,117 млрд рублей. Закупка предусматривала привлечение исполнителем (КВЗ) внебюджетных средств в размере 648,4 млн рублей. Таким образом, на выполнение работ планируется направить 1,8 млрд рублей.
Первый серийный вертолет Ми-38 был впервые представлен публике в ходе международного авиационно-космического салона МАКС-2019, где с ним ознакомились президент России Владимир Путин и глава Турции Тайип Реджеп Эрдоган. Зарубежный дебют Ми-38 состоялся в ходе авиасалона Dubai Airshow 2019, на котором глава Минпромторга России Денис Мантуров продемонстрировал вертолет наследному принцу эмирата Абу-Даби шейху Мухаммеду Бен Заед Аль Нахайяну.
Ми-38 будет «раскручиваться» оператором авиационного лизинга «Газпромбанк Лизинг». Генеральный директор компании Максим Агаджанов сообщил, что год назад компания подписала соглашение с ВР о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает передачу в лизинг десяти Ми-8 МТ.
— В плане еще пять-шесть вертолетов, которые находятся в стадии определения конкурсной закупки с нашими потенциальными лизингополучателями, — сообщил Агаджанов.
По его мнению, обновление авиапарка требует больших капитальных вложений, лизинг в этом смысле позволяет распределить расходы на приобретение дорогостоящих активов на длительный срок, соизмеримый со сроком эксплуатации, поэтому бесспорно является эффективным финансовым инструментом в решении подобных задач. При этом Максим Агаджанов заметил: «Не факт, что еще шесть вертолетов будем покупать. Есть другие лизинговые компании. У нас есть потенциальные заказчики, которые анализируют сейчас предложения на эти и другие типы вертолетов». Среди них есть и нефтяные компании, которые работают в труднодоступных районах нефтедобычи. В среднем срок лизинга от 3 до 10 лет.
Впишется ли Ми-38 в схему trade-in
— Флот достаточно изношен, и по некоторым позициям возраст машин составляет до 30 лет, — заметил Максим Агаджанов. — Если будет обновление, то это будет на благо пользователя. Здесь, возможно, будет работать комплексная программа Минпромторга РФ. Есть программы субсидирования техники, есть постановление №1675, в рамках которого происходит субсидирование и вертолетной техники. Совместно с «Газпромбанком» мы видим хорошие перспективы работы по лизингу воздушных судов, в частности вертолетов. У нас есть все возможности и ресурсы для финансирования обновления авиапарков как коммерческих структур, так и субъектов РФ, — прокомментировал генеральный директор «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов.
Ми-38 спроектирован по одновинтовой схеме и оснащен двухдвигательной силовой установкой с высокими мощностными и экономическими показателями. Основные элементы конструкции фюзеляжа выполняются из алюминиевых сплавов, отдельные узлы и детали — из стали, титана и композитных материалов. На вертолете устанавливаются два двигателя ТВ7-117В отечественного производства. Двигатели оборудуются пылезащитными устройствами с высокой степенью очистки воздуха. Передовой по конструкции шестилопастной несущий винт обеспечивает высокую тягу и низкий уровень вибраций. Лопасти оборудованы противообледенительной системой, а Х-образный рулевой винт придает вертолету отличную управляемость при низком уровне шума.
![](/uploads/gallery/dd/47/2c70e8074d27dcd9.jpg)
![](/uploads/gallery/7c/9d/8ea45b71edee09cd.jpg)
![](/uploads/gallery/a5/7b/c626406c17761bd5.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/e7/3cc331fa619a51f5.jpg)
![](/uploads/gallery/b8/0d/c6d8179219f284b8.jpg)
![](/uploads/gallery/a8/6e/c1a23b7325f7a556.jpg)
![](/uploads/gallery/72/bf/d967af2b18c28506.jpg)
![](/uploads/gallery/64/b3/cd9f8a276eebe6c8.jpg)
![](/uploads/gallery/89/56/786372246cc9fdfe.jpg)
![](/uploads/gallery/4f/3f/123d3904184b0ef8.jpg)
![](/uploads/gallery/d6/32/8daf0275ef38c65a.jpg)
![](/uploads/gallery/7c/76/f13bfff03f038c63.jpg)
![](/uploads/gallery/d5/5e/d23de2152c2eb80f.jpg)
![](/uploads/gallery/7b/3d/77a847fc532ec463.jpg)
![](/uploads/gallery/10/08/1c37d769daebc69a.jpg)
![](/uploads/gallery/f9/91/6b3cd7e4aecf3b56.jpg)
![](/uploads/gallery/c7/c7/130ce9fa16ad980d.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/1d/d48c02c3a4bfe5d0.jpg)
![](/uploads/gallery/c7/4e/077a5c1852723245.jpg)
![](/uploads/gallery/2b/d3/2ddc3bb465431d92.jpg)
![](/uploads/gallery/e2/00/dbd15f355131ef9f.jpg)
![](/uploads/gallery/98/7f/1a55655b93072ec9.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/02/f1772103687a717a.jpg)
![](/uploads/gallery/33/d0/d489ba48f497dcc1.jpg)
![](/uploads/gallery/e8/68/5087f4b900728d85.jpg)
![](/uploads/gallery/a1/04/1f1e87f0983fad7a.jpg)
![](/uploads/gallery/19/5f/92544899fd341651.jpg)
![](/uploads/gallery/0c/b0/fb7ae94b34f5a698.jpg)
![](/uploads/gallery/71/6b/dab4682d8a12ab9b.jpg)
![](/uploads/gallery/5f/f0/479bfff9f88b75e6.jpg)
![](/uploads/gallery/0f/c6/e3a4f5ee97e0c9ab.jpg)
![](/uploads/gallery/d8/eb/0da99db693380f91.jpg)
![](/uploads/gallery/b8/14/72f22b4676345acd.jpg)
![](/uploads/gallery/f9/38/68c4877de688b055.jpg)
![](/uploads/gallery/9f/2c/4985a243c0ee5fa3.jpg)
![](/uploads/gallery/0b/33/6e4c0c5f11e5cf7a.jpg)
![](/uploads/gallery/29/4f/4a338380072ef9c0.jpg)
![](/uploads/gallery/b7/ae/c1acd18a71f69d9d.jpg)
![](/uploads/gallery/89/03/50012c24efb04dda.jpg)
![](/uploads/gallery/d2/29/0dbdda90603271e4.jpg)
![](/uploads/gallery/06/66/5641e5288f524742.jpg)
![](/uploads/gallery/d0/00/0d68d1bfd798b7cb.jpg)
![](/uploads/gallery/33/40/ea3da3e33067bb05.jpg)
![](/uploads/gallery/b1/3e/84153226f677b722.jpg)
![](/uploads/gallery/2d/ee/1a51445837ee6f8e.jpg)
![](/uploads/gallery/dd/f7/c295edb6bc00e61e.jpg)
![](/uploads/gallery/17/4a/8dfd80f8a6cd7908.jpg)
![](/uploads/gallery/00/9f/69da5ab6074ae466.jpg)
![](/uploads/gallery/78/4b/3fb0ba4e404aac87.jpg)
![](/uploads/gallery/37/8e/543a714b7b797996.jpg)
![](/uploads/gallery/a0/dc/6361a70569220d18.jpg)
![](/uploads/gallery/2d/8d/e2bfe83ce829cf37.jpg)
![](/uploads/gallery/a5/d1/f3efa4c6059222ed.jpg)
![](/uploads/gallery/47/ce/cf37c9eacf3600c8.jpg)
![](/uploads/gallery/ef/a3/eafb77c3c47bcbd2.jpg)
![](/uploads/gallery/d4/09/552ff82270fabeea.jpg)
![](/uploads/gallery/b5/8b/8f2a52cc21f758aa.jpg)
![](/uploads/gallery/0a/94/090273310d607c27.jpg)
![](/uploads/gallery/4b/7e/e432316bd946887f.jpg)
![](/uploads/gallery/d9/0a/7c630721ff0c2eab.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.