Как казанский «кулек» прожил год без ректора, но с одним из самых высоких ценников
Выборы ректора Казанского государственного института культуры состоятся в 2020 году
Ровно год назад, 12 декабря 2018-го, стало известно об освобождении от должности ректора Казанского государственного института культуры (КазГИК) Ривката Юсупова. С тех пор вуз живет без утвержденного руководителя — управляющая КазГИКом Роза Ахмадиева все это время работает с приставкой и. о. На давние внутренние проблемы института в разговоре с «Реальным временем» указали многие деятели искусства и представители учреждений культуры. Тем временем в самом «кульке», как его называют выпускники и студенты, перечисляют высокопоставленных выпускников и признают, что «до сих пор мало работали со СМИ и потому об этом мало кто знает».
Год без ректора
Уже год все руководство КазГИК ходит с приставкой «и. о.». Для должностных лиц — это непростое испытание, своего рода прокрустово ложе: и инициативу проявлять надо, чтобы московское руководство не сочло исполняющих обязанности неспособными к управлению, и высовываться страшно — вдруг «наверху» что не понравится? «Реальное время» обратилось в российский Минкульт — к учредителю института — с запросом: в связи с чем в течение такого длительного срока не был назначен новый руководитель вуза, рассматривается ли кандидатура и. о. ректора Розы Ахмадиевой в качестве возможного руководителя на постоянной основе и имеются ли другие кандидатуры на этот пост, когда и как предполагается выбрать и утвердить в должности ректора института?
— Минкультуры России в установленном порядке в декабре 2018 была назначена исполняющим обязанности ректора института — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, — ответили в пресс-службе Министерства культуры РФ. — За 2019 год институт показал хорошие, стабильные результаты своей работы. В соответствии с порядком и сроками проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 0912.2013 № 2040, аттестации не подлежат руководители образовательных организаций, в том числе проработавшие в занимаемой должности менее года. 07.12.2019 завершен год работы в должности Р. Ш.Ахмадиевой. В 2020 году планируются выборная процедура и проведение аттестации возможных кандидатов и руководителя института на соответствующую должность.
В Минкульте подчеркнули, что «указанные выборы носят открытый характер, осуществляются на конкурсной основе. Любой кандидат, соответствующий требованиям к занимаемой должности, может принять в них участие».
Дорого — не мило
Более двух лет назад на встрече с редакторами электронных СМИ республики президент Татарстана раскритиковал татарскую эстраду: «Фонограмма, одеты непонятно, поют не знаю что, двигаются как-то… Никто ими толком не занимается. Как факультативное задание [выполняют]». А в декабре 2017-го вновь вернулся к проблеме на заключительном концерте фестиваля «Узгэреш жиле» («Ветер перемен»): «Я считаю, что перемены нужны… Сегодня назрела необходимость поиска новых путей развития татарской песенной культуры».
Тем временем стоимость обучения в КазГИКе эстрадному пению на контрактной основе в этом году дошла до 255 тыс. рублей в год — и оказалась одной из самых высоких из всех платных учебных курсов в казанских вузах, ненамного ниже — 235,5 тыс. рублей в год — оценивается платный курс обучения музыкальному искусству эстрады. Столько же стоит обучение по специальностям «Хореография», «Драматургия», «Кинооператорство», «Звукорежиссура». Правда, платить такие деньги желающих мало: нынешним летом конкурс на многие платные отделения института не дотягивал даже до 1 человека на место.
При этом создается впечатление, что «кулек» в последние годы «замкнулся» сам на себе: вуз не блистал победами на конкурсах, выигранными крупными грантами, другими подобными достижениями, а фамилии его выпускников не светились на российском уровне.
«Они не знают нотной грамоты»
![](/uploads/article/10/11/05c49e65102cd143.jpg)
По мнению Айдара Файзрахманова, проблему подготовки местных артистов президент Татарстана «поднял очень своевременно». Но одной только конструктивной критикой, намекнул он, здесь не обойдешься:
— Должны быть вливания не только на организацию фестивалей, но и на поднятие уровня подготовки в вузах!
А экс-проректор, бывший завкафедрой истории, философии и культурологии КазГИКа, ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО), профессор истории Энгель Тагиров, считает, что причин снижения порога качества подготовки выпускников казанского «культурного» вуза несколько, и они связаны не столько с местной спецификой, сколько с общероссийскими тенденциями:
![](/uploads/article/10/5f/d780a07852aceca4.jpg)
Устаревшие стандарты и «свои» студенты
Есть вопросы и по качеству подготовки на факультете актерского мастерства. Чаще всего абитуриенты, выбравшие эту профессию, подаются в другие вузы или едут за образованием в Москву, а по возвращении работают на казанской сцене.
![](/uploads/article/ce/51/dba5f6a91619d959.jpg)
— У педагогов [вузов] часто не хватает владения профессией, а театр — это прежде всего профессия, — считает художественный руководитель — директор Качаловского театра Александр Славутский. — Любительский театр, дилетантизм — это хорошо, потому что в этом всегда есть увлеченность, желание. Но это только 10 процентов того, что необходимо: талант, как алмаз, требует огранки, иначе вы просто не увидите его. И вот дальше от артиста требуется владение профессией. А от его педагогов — умение научить профессии студентов, которых они принимают. И в этом проблема уже всей системы образования в театральном деле. Я сейчас в Москве, на юбилее режиссерского факультета — и тут все то же самое: главное — это профессия. На волне демократизации все стало можно, и это хорошо. Хорошо, что любой человек с улицы может собраться с кем-то вдвоем-втроем и назвать это театром. Но театр — это когда есть драматургия, художественные средства выражения, когда человек понимает, что и как он делает, когда есть профессия.
Что касается казанского «кулька», то, по словам Славутского, этот вуз выпустил в последние годы много неплохих артистов, востребованных теми, кто осуществлял их «огранку»:
![](/uploads/article/fb/92/b36d7b78889f9301.jpg)
«Движение пошло»
Осведомленные о ситуации в казанском «кульке» источники «Реального времени» полагают, что прошлогодняя смена руководства вуза связана как раз с озвученными выше проблемами. Но за минувший год, похоже, наметилась тенденция к переменам.
![](/uploads/article/6a/5c/4173ac6fbe838477.jpg)
По словам и.о. ректора КазГИК, набор на определенные творческие специальности объявляется с учетом запроса: если театры республики полностью заполнены и вакансий нет, то на актерское отделение не набирают, но у талантов есть возможность попробовать пробиться спустя год-два, когда набор объявят.
![](/uploads/article/bd/7a/c06f4b0f4c70d223.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.