Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство Казмашстроя, 1932 год
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 72-я
![Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство Казмашстроя, 1932 год](/uploads/articles/d5/bd/d876befcbd4b3544.jpg)
В 1932 году в Караваево началось возведение Казмашстроя. На огромной территории раскинулось строительство нескольких заводов, которые впоследствии, во время войны, прирастут эвакуированными сюда производствами из Москвы, Воронежа и других городов. Потом они станут основой экономической мощи Татарии. Один из современных промышленных гигантов, выросших из Казмашстроя — АО «КМПО» — поделился с «Реальным временем» фотографиями из своих архивов и историями людей, стараниями которых в Казани выросло авиационное и моторное производство.
Промышленную мощь республики создавали обычные люди, которые без устали работали на строительстве Казмашстроя (или Авиастроя, как его называли тогда и продолжают называть теперь).
![](/uploads/article/85/ce/e2fb9403ec9c0d88.jpg)
В 1932 году в числе работников Авиастроя оказалась и Клавдия Григорьевна Щетинникова. Клавдия устроилась официанткой в столовую в возрасте 18 лет (напомним, под столовую перестроили церковь деревни Караваево). Ее трудовой путь прослеживается по документам архивов КМПО: потом Клава переквалифицировалась, работала мотористкой 4 разряда и даже получала усиленное питание.
![](/uploads/article/3c/ca/6df59741a96bb1b1.jpg)
В 1938 году ее перевели работать на бетономешалку. Архивные документы свидетельствуют, что 8 марта 1939 года «как особо проявившую себя на строительстве завода» Клавдию премировали. Размер премии составил 100 рублей, тогда это были серьезные деньги.
![](/uploads/article/12/f5/0649e259fab8cd27.jpg)
Ударной стройке Казмашстроя помогали всей республикой всем, чем могли. Колхозы Бугульминского района привезли 1050 пудов хлеба. Кустари из Сабинского района прислали 1000 кулей, 5000 рогож и 10 тысяч пар лаптей. Специалисты ветеринарного института взяли под свою опеку конный состав огромного строительства. Из Бавлов районный партхозактив отправил на Авиастрой 900 рабочих.
В 1939 году моторное производство отделили от Авиакомбината приказом Народного комиссариата авиационной промышленности, и оно стало самостоятельным моторным заводом №27.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит АО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.