Зима в МАКе: международные авиаперевозчики отказываются от рейсов из-за низких продаж
Ближневосточный лоукостер стал жертвой большого количества аэропортов в Татарстане и конкуренции с собратьями из ОАЭ
Бюджетный авиаперевозчик Air Arabia приостановил полеты из Казани в Шарджу (ОАЭ) из-за низких продаж в регионе. Тем временем еще два авиаперевозчика отказались от рейсов в Прагу и Хельсинки, а третий сократил число рейсов вдвое. Впрочем, эксперты «Реального времени» надеются, что в апреле в Казань все же вернутся «финны», а летом продолжит работу испанский авиаперевозчик.
Два года арабского лоукостера
Бюджетный авиаперевозчик Air Arabia приостановил полеты из Казани в Шарджу (ОАЭ). Причиной была названа низкая загрузка бортов. По данным пресс-службы лоукостера, продаж из региона на лето практически нет. «При сложившейся экономической ситуации авиакомпании невыгодно летать из регионов в Шарджу, тем более в мае-августе: для ОАЭ это время всегда было низким сезоном», — сообщили в пресс-службе. Не исключено, что в сентябре арабы смогут все-таки вернуться в Казань.
Первая бюджетная авиакомпания на Ближнем Востоке и в Северной Африке Air Arabia объявила об открытии рейсов из Шарджи в Казань с 3 октября 2012 года. Это четвертый пункт назначения в России, девятый — в странах СНГ и России, и 78-й — по всему миру.
Напомним, что рейсы ближневосточного лоукостера из Казани стартовали в октябре 2012 года и осуществлялись из Шарджи в столицу РТ по средам и субботам.
Зимние потери
Отметим, что зима 2015 года стала временем потерь для воздушных ворот Казани. Так, в конце января авиакомпания Flydubai, выполнявшая полеты из Казани в другой город ОАЭ — Дубай, — объявила о сокращении количества рейсов с четырех до двух в неделю. Причина все одна и та же — снижение спроса из-за падения рубля.
Если ранее Flydubai летал из Казани по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, то теперь вылеты будут осуществляться только по средам и субботам. По сути, теперь клиентам Air Arabia, которые летали в Эмираты, остается один выход: пересесть на другого арабского авиаперевозчика — Flydubai.
В начале февраля стало известно, что авиакомпания «Чешские авиалинии» отказывается от намерения открыть маршрут Казань — Прага. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты.
В это же время еще один иностранный перевозчик — Finnair — приостановил регулярные полеты по открытому в августе маршруту Казань — Хельсинки. Полеты не будут совершаться с 1 февраля до 22 апреля.
Похоже, не будет и рейса из Казани в Мюнхен. На его осуществление разрешение получила авиакомпания «Оренбургские авиалинии», но, по всей видимости, их запуск также отложили.
Приход «чехов» был пиаром
«Реальное время» опросило экспертов:
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— Уменьшение числа туроператоров на туристическом рынке привело к тому, что у Air Arabiа, соответственно, экономика не пошла. Здесь речь идет не о конкуренции — кризис, как говорится, не сложилось. Объемы туристического рынка сократились на 60%. И как только туроператоры перестали заказывать пакеты, в Air Arabia оценили ситуацию и поняли, что для них реального смысла в этом нет.
Flydubai же остался на двух рейсах из Казани, соответственно, конкуренция на эмиратские рейсы тоже была.
Основной аудиторией по направлению в Шарджу были туристы. Бизнесмены, поскольку Air Arabia все-таки лоукостер, предпочитали Flydubai, который вел бизнес-класс.
Сейчас осталась Flydubai, которая летает туда. Поэтому проблемы добраться нет. В среду, пятницу — пожалуйста. Шарджа — это все же провинция, а Дубай — центр. Поэтому проблемы летать в Шарджу через Дубай нет.
Что касается «финнов», то они пришли на рынок в августе — есть такой момент, который нужно учитывать. У нас есть «Турецкие авиалинии», которые являются очень серьезным игроком, есть компания «Аэрофлот», S7. Поэтому, когда заходил Finnair, рынок у нас был достаточно тяжелый, так как есть 3 аэропорта (Нижнекамск, Набережные Челны, Казань). Поэтому нужно было понимать, что бороться даже вне кризиса было бы тяжело.
Что касается «чехов», их приход — это пиар-акция. Да, хочется, чтобы у нас было много авиакомпаний, но для этого нам нужно, чтобы в республике работал только один аэропорт. Как мы можем загрузить Казань, если у нас внутренняя конкуренция аэропортов большая?
Прогнозы: на рынке останутся «Турецкие авиалинии», «Аэрофлот», S7, «Трансаэро» и два рейса Flydubai, а также международные направления в Таджикистан и Узбекистан. Возможно, будут рейсы в Барселону от компании Vueling. Пока тяжело прогнозировать, потому что ситуация в экономике не очень приятная, летом она будет яснее.
Вернутся ли «финны» в апреле?
Леонид Пресс — генеральный директор туркомпании «Стен»:
— Мы не летали на Air Arabia, летали Flydubai и сейчас летаем. Шарджа от Дубая находится в 10 минутах езды, это практически одно и то же место. Туристы, как основная аудитория этого направления, ничего не теряют от ухода с рынка Air Arabia.
Кстати, «финны» обещают вернуться в апреле. Не знаю — плохая загрузка самолетов сейчас. При таком курсе валюты меньше летают. У людей уменьшились доходы, курс увеличился, ну как можно летать? Конечно, спрос падает, естественно.
На рынке останется «Аэрофлот», ну и «турки» — они не собираются менять программу, летают каждый день, всегда полные рейсы.
Камиль Тарзиманов — коммерческий директор «Салават тур»:
— Кроме Air Arabia в Эмираты регулярно летает Flydubai. Я думаю, что в нынешней ситуации они обеспечивают пассажиропоток рейсами, и на пассажирах никак не скажется отмена рейсов в Шарджу. У Шарджи существенно меньше транзитных возможностей, поэтому они и ушли с рынка. Flydubai больше перевозит транзитных пассажиров по всему миру, не только в Дубай, поэтому им было легче выдержать снижение туристического потока.
«Турецкие авиалинии» летают регулярно — раз в день. Также у нас есть «Аэрофлот». Оба перевозчика летают в Европу, поэтому потеря одного направления вполне восполнятся этими компаниями-перевозчикам.
Основными туристическими направлениями по-прежнему остаются Египет, Турция, Таиланд, Испания. Туристы уже сейчас покупают туры на ближайшие праздники. Единственный открытый вопрос, будут ли прямые рейсы из Казани в Испанию, Хорватию, Черногорию, Таиланд. Но в любом случае люди будут туда летать.
Фото: photoconcept.ru, prokazan.ru, commons.wikimedia.org, FlyDubai_Istanbul.com, daily.rbc.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.