«Это больше про «надо», чем про «хочу»
Кинокритик, учитель и директор школы — о введении в школах обязательного просмотра отечественных картин
В 2024 году Министерство просвещения России вновь обратило внимание на важность кино в школьном образовании. Глава ведомства Сергей Кравцов заявил о подготовке списка фильмов, которые школьники будут смотреть после уроков. Кинокритик, учитель и директор школы высказались о том, не вызовет ли такой добровольно-принудительный подход отвращение к отечественной классике, как найти время в плотном расписании школьников. Подробнее — в материале «Реального времени».
«Было бы здорово, если туда войдут не только советские фильмы»
Инициатива появилась после предложения президента Владимира Путина вернуть в школы и колледжи практику проведения литературных концертов и лекториев с участием актеров. Кравцов подчеркнул, что в каждой школе уже есть школьный театр, а теперь к нему добавится и кинотеатр.
Идея введения в школах курса кинообразования не нова. Еще в 2013 году режиссер Никита Михалков предложил включить в учебную программу курс, который бы, наряду с уроками литературы, формировал у детей эстетические взгляды. Министерство культуры даже составило список из ста рекомендованных фильмов для школьников.
Однако реализация идеи столкнулась с множеством трудностей. Возникли вопросы о необходимости дополнительных преподавателей, техническом обеспечении, тиражировании фильмов и финансировании. В итоге курс кинообразования в школах так и не был введен.
«Найти время и место для просмотра фильмов может быть непросто»
Спустя более десяти лет в России снова заговорили о важности культурного воспитания школьников. В сентябре 2024 года Общественная палата России представила список из 191 фильма, рекомендованных Минпросвещения для показа в школах.
Он преимущественно состоит из советских фильмов (181 картина) и включает всего 10 современных кинолент. Фильмы распределены по возрастным категориям, и для младших школьников (5-6 классы) выбрано всего 20 картин. Самый «свежий» фильм в этой категории — «Чудак из пятого «Б» 1972 года.
В первую категорию, в частности, попали фильмы «Неуловимые мстители» (1966), «Тимур и его команда» (1940), «Приключения Буратино» (1975) и другие, во вторую «Человек с киноаппаратом» (1929), «Броненосец «Потемкин» (1925), «Обыкновенный фашизм» (1965), «Андрей Рублев» (1966).
Школьникам из третьей категории предлагают посмотреть «Войну и мир» (1965), «Заставу Ильича» (1964), «Белорусский вокзал» (1971), «Иди и смотри» (1985). Среди современных картин для старшеклассников в списке оказался только «Русский бунт» (1999), снятый по произведениям Александра Пушкина.
А надо ли это детям?
По ее словам, такая инициатива актуальна, потому что ученики «сами не додумаются посмотреть эти фильмы». Учитель всегда показывает своим ученикам в 10 классе «Жестокий романс» и «Отцы и дети». Признается, что, как ни странно, они смотрят с интересом, даже со «слезами на глазах».
Кинокритик Адиля Хайбуллина считает, что сложно оценить, насколько актуально данное нововведение. По ее мнению, школа — это процесс, в котором должны участвовать сами дети, а все, что внедряется сверху, не всегда вызывает у них интерес.
— Это больше про «надо», чем про «хочу», особенно для школьников, — признается она. Однако Хайбуллина признает, что при грамотном подходе это может способствовать развитию. Но если к этому подходить однобоко и с категоричными задачами, то результатом может стать не только отсутствие пользы, но и негативная реакция, вплоть до отторжения.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.