Новости раздела

Туроператоры развязали русско-турецкую демпинговую войну

«Натали Турс» обвиняет туркомпании с участием турецкого капитала в демпинге и призывает турагентства бойкотировать их

«Натали Турс» уверена, что в условиях ограничений поездок в Египет и Турцию туроператоры с турецкими корнями развернули в России «беспрецедентную демпинговую кампанию» и призывает турагентства бойкотировать их. Опрошенные «Реальным временем» другие российские туроператоры и турагентства признают наличие демпинга, однако видят в этом письме и попытку решить свои проблемы со стороны «Натали Турс». Турецкие операторы хранят молчание и переключаются на туры в ОАЭ.

«Данные компании создают условия, в которых под угрозой оказывается сам рынок цивилизованных туристических услуг»

Во вторник стало известно, что «Натали Турс» разослала турагентствам письма, в которых утверждалось, что туроператоры с турецкими корнями развернули в России «беспрецедентную демпинговую кампанию». В частности, речь идет о таких крупнейших туроператорах, как Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour. Что интересно, турецкой компании Pegas Touristik в этом списке нет. В письмах за личной подписью президента «Натали Турс» Владимира Воробьева просят отказаться от сотрудничества с туроператорами с турецкими корнями.

Портал Tripandgo опубликовал часть письма, в котором «Натали Турс» сравнивает цены на туры в ОАЭ.

«Стоимость недельного тура в ОАЭ с вылетом 08.12 в компаниях Anex Tour, Coral Travel, Sunmar Tour начинается от 18 200 рублей, в то время как стоимость перелета а/к «Аэрофлот» начинается от 23 000 рублей, а на 11.12 СПО от Sunmar Tour — 15 700 рублей за человека. <…> Данные компании создают условия, в которых под угрозой оказывается сам рынок цивилизованного предоставления и реализации туристических услуг», — утверждают в «Натали Турс».

«Натали Турс» также написала письмо в Ассоциацию туроператоров России (АТОР) с просьбой собрать внеочередное общее собрание участников. В АТОР сообщили, что решение о проведении внеочередного общего собрания участников принимает президиум ассоциации и «постановление президиума по данному вопросу будет известно до конца следующей недели, как только решение будет принято». На момент публикации материала получить комментарии об истинных причинах отправки писем от представителей самой «Натали Турс» не удалось.

К слову, «Натали Турс» — один из крупнейших туроператоров в России, и ее руководство имеет большой вес в отрасли. Компания была основана в апреле 1992 года. Согласно данным того же АТОР, в докризисном 2007 году количество обслуженных туристов составило около 500 тысяч человек, а оборот компании — $500 млн. По данным самой компании, в 2014 году она обслужила около 750 тыс. туристов, а оборот компании достиг $850 млн.

«Вряд ли будет какая-то реакция»

Пока реакции от турецких туроператоров не последовало.

«Ничего не будет», — заявил редакции «Реального времени» по телефону представитель PR-отдела компании Anex Tour в ответ на вопрос об ответных действиях компании. На вопрос, когда может последовать реакция, собеседник издания уклончиво отметил: «Когда-нибудь, но вряд ли будет какая-нибудь реакция. На самом деле, мы никак не комментируем это письмо». Обвинения в демпинге компания обоснованными не считает.

Что касается запрета на продажу путевок в Турцию, то пока компания не может оценить потери. Собеседник отметил, что Турция — не самое популярное место для отдыха зимой: «Так что пока наши убытки минимальны».

На момент публикации материала получить комментарии от представителей Sunmar Tour не удалось. Представители Coral Travel заявили следующее (полную версию ответа читайте в справке):

«Приведенный «Натали Турс» пример не является показательным. Это один, выбранный из тысячи наших предложений, тур. Наличие специальных цен профессионалам очевидно. Известно, что гибкая ценовая политика как маркетинговый инструмент используется авиакомпаниями, отельерами и операторами, в том числе и «Натали Турс». Это норма для цивилизованного рынка. Напомним, что после закрытия Египта в адрес всех туроператоров, наоборот, стали поступать обвинения в повышении цен на других маршрутах. Мы полагаем, что российские потребители имеют право покупать свой отдых по достойной цене, которая определяется не желанием конкретного лица, а экономическими факторами. Ограничение рыночного ценообразования не в интересах конечного потребителя.

Очевидно, что эта компания пытается использовать сегодняшнюю ситуацию в своих коммерческих интересах, не брезгуя черным пиаром, нарушая этические нормы и правила игры на цивилизованном рынке и подменяя коммерческие вопросы дискриминационными тезисами. Мы уверены, что профессионалы дадут этому событию правильную оценку».

«Демпинг в определенных направлениях — налицо. Им деваться некуда»

Опрошенные эксперты «Реального времени» придерживаются разных точек зрения относительно действий «Натали Турс». Так, Сергей Пасечник, гендиректор «Компаньон СП», считает, что подобная реакция компании является, в частности, ее способом выживания. Правда, приведет ли это к каким-либо положительным результатам — неизвестно.

— «Натали Турс» — это большая компания, с историей. А большая компания особо чувствительна к падению рынка и к его быстрым изменениям. Я понимаю реакцию Вадима Воробьева. В чем-то он, конечно, прав. Не знаю только, на сколько к его рекомендациям будут прислушиваться мелкие агентства, потому что всем нужно выживать, и если клиент просит и видит хорошую цену… С демпингом всегда тяжело работать, потому что это фактически бесполезная работа за 500 рублей при стоимости тура в 15 тысяч. На это все уйдет больше времени и нервов. Для нашей компании неинтересно, это не наш сегмент. Но тем не менее сейчас сложная ситуация для всех.

Пасечник также отмечает, что турецкие операторы хотят переманить к себе агентства и вместо Египта и Турции предложить им Эмираты и все остальное, благодаря чему они могут заполнять свои самолеты.

Леонид Пресс, генеральный директор туристической компании «Стен», считает, что туркам просто некуда деваться, а демпинг — это способ остаться на плаву.

— Зачем «Натали Турс» написали письма — это в них же и написано. Они считают, что демпинг, который практикуется, уничтожает туристический бизнес. Демпинг в определенных направлениях налицо — им деваться некуда. У них очень много самолетов взято в лизинг, а летать некуда — Египта нет. Когда самолеты стоят на бетоне, они приносят огромные убытки. Но если две-три компании устанавливают низкие цены, то и остальные должны тоже делать такие цены, но это же ведет к разорению. Демпинг — это плохо. Мы, честно говорят, не анализировали цены, но эта ситуация в основном касается московского рынка, к казанскому это имеет небольшое отношение.

«Натали» и сама в свое время могла на Египет демпинговать»

А вот Азамат Сабиров, генеральный директор компании AVT, к действиям «Натали Турс» относится с меньшим пониманием. По его словам, инициатива с письмами была не совсем корректна и больше оходит на саморекламу.

— Все эти операторы работают, ни к кому вопросов нет, поэтому непонятно, что они там между собой делят. Тем более, внутренний рынок всех все равно не накормит. Даже демпинг по большому счету не спасет. Может быть, это такой шелковый способ «Натали Турс» прорекламировать себя. Трудно объяснить причины, но, в принципе, профессиональное сообщество не очень лестно об этом отозвалось. Честно говоря, это не очень красиво. «Натали Турс» также отправила письмо в АТОР с инициативной создать собрание, чтобы решать вопросы опасных ситуаций, которые создаются на рынке с участием турецких операторов. Если честно, я такое впервые вижу. Я считаю, что если какая-то компания решила «демпингануть» — это ее личное право. Но, когда такие вещи происходят, я всем напоминаю, чем это закончилось для того же «Лабиринта» и других операторов. Это лотерейный билет. Здесь, может быть, «Натали Турс» хочет какие-то правила ввести, чтобы кто-то не демпинговал. Но «Натали» и сама в свое время могла на Египет демпинговать. Странно. Не поступай сам так, как не хочешь, чтобы поступали другие, но при этом, если сам так поступаешь, то зачем критиковать других?

Турецкие туроператоры держат более чем 50% рынка

Леонид Пресс считает, что подобные действия в отношении туроператоров с турецким происхождением неудивительны. «Вы же видите, идет пропаганда по всем каналам. Туризм в этом плане не сильно отличается от других областей, там даже все мягче», — отмечает собеседник издания.

К слову, по оценкам экспертов, турецкие туроператоры занимают в России долю рынка в более чем 50%. Как отмечает Леонид Пресс, с ними сотрудничают все, и они в том числе. «Стен», в частности, сотрудничает с Coral. Азамат Сабиров предлагает судить о том, насколько успешно турки развивают свой бизнес в сфере туризма, по масштабам их компаний.

Азамат Сабиров: «У какого из наших туроператоров есть своя авиакомпания? Если посмотреть флот того же Pegas, у него две компании: Pegasus и Nord Wind. У них штук 18 боингов, если не больше. У Anex Tour своя авиакомпания, у Coral Travel тоже своя». Фото Максима Платонова

— Операторы с турецким капиталом занимают львиную долю российского рынка. У каждого из этих туроператоров есть своя компания. У какого из наших туроператоров есть своя авиакомпания? Если посмотреть флот того же Pegas, у него две компании: Pegasus и Nord Wind. У них штук 18 боингов, если не больше. У Anex Tour своя авиакомпания, у Coral Travel тоже своя. У «Натали» же нет своих самолетов.

Сергей Пасечник считает, что ситуация с успешностью турецких туроператоров в России является парадоксальной и не имеет аналогов. По его словам, российские компании такой стабильностью похвастаться не могут.

— Это парадоксальная ситуация, когда турецкий капитал фактически занял очень большой процент и очень стабильную позицию в России. Он смог сделать такие условия, которые вытеснили российские компании. И когда в условиях кризиса происходят резкие изменения, мы видим, что крупные российские туроператоры банкротятся, уходят с рынка, а российские банки и страховые компании не помогают. Поэтому российский туристический бизнес очень шаткий. В этом смысле турецкий туристический бизнес менее прозрачен, и все равно в итоге выигрывает турецкая сторона. В других странах такого нет.


Мария Горожанинова, Юлия Красникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Полный ответ от компании Coral Travel:

«30 ноября компания «Натали Турс» разослала представителям турбизнеса обращение, в котором упоминаются федеральные туроператоры «Корал тревел» и «Санмар тур».

В наш адрес эта компания по вопросам, озвученным в письме, не обращалась.

До предоставления окончательной правовой позиции считаем необходимым обратить внимание партнеров на нашу деятельность.

В данный момент «Корал тревел» предлагает 18 тысячам своих партнеров программы в Бангкок из 24 городов, на Пхукет — из 23, во Вьетнам — из 26, в Гоа — из 19, в Дубай — из 23.

Также из всех городов мы предлагаем туры по 28 внутрироссийским направлениям и программы в Абхазию, Азербайджан и Белоруссию.

Кроме того, из Москвы мы летаем в Рас-аль-Хайму, Абу-Даби, Шарджу, Барселону, а также в Мексику, Доминикану, на Мальдивы, в Израиль, Иорданию и другие страны — всего их 28.

Акция «Раннее бронирование» продолжается, условия акции уже распространяются на летние направления — Россию, Грецию, Испанию, Болгарию и Тунис.

Таким образом, сейчас в нашем активе более 200 программ для отдыха. Эти программы сформированы с учетом остановки полетов в Египет и Турцию, в том числе в целях обеспечения потребителю максимальной возможности выбора.

Из 200 программ в письме упомянуто только одно направление «Корал тревел», Москва — Дубай.

Приведенный «Натали Турс» пример не является показательным. Это один, выбранный из тысячи наших предложений, тур. Наличие специальных цен профессионалам очевидно. Известно, что гибкая ценовая политика как маркетинговый инструмент используется авиакомпаниями, отельерами и операторами, в том числе и «Натали Турс». Это норма для цивилизованного рынка. Напомним, что после закрытия Египта в адрес всех туроператоров, наоборот, стали поступать обвинения в повышении цен на других маршрутах. Мы полагаем, что российские потребители имеют право покупать свой отдых по достойной цене, которая определяется не желанием конкретного лица, а экономическими факторами. Ограничение рыночного ценообразования не в интересах конечного потребителя.

Очевидно, что эта компания пытается использовать сегодняшнюю ситуацию в своих коммерческих интересах, не брезгуя черным пиаром, нарушая этические нормы и правила игры на цивилизованном рынке и подменяя коммерческие вопросы дискриминационными тезисами.

Мы уверены, что профессионалы дадут этому событию правильную оценку.

Принципы компании «Корал тревел» и впредь останутся неизменными, мы продолжим предлагать россиянам продукт высокого качества по достойным ценам».

Новости партнеров