Тренды авторынка: спрос упадет на 3 года, держаться будут «Лада» и премиум-сегмент
По мнению экспертов, авторынок в ближайшее время ждет «пробуксовка», в которой больше всего пострадают машины среднего класса
Падение автомобильного рынка в России продолжается и даже ускорилось по сравнению с первым полугодием. Отдельные модели показывают значительный рост, но причины тому относятся именно к ним, а не к рынку в целом. «Лада» берет «присоединением «Калины» к линейке Granta, Skoda «выезжает» на новом «паркетнике». Этот сегмент помогает держаться в топе и корейскому Hyundai.
«Гранта» ставит рекорды на фоне поглощения «Калины»
Согласно данным «Реального времени», по сравнению с началом лета спрос почти на все модели автомобилей в России снизился. Падение это нельзя назвать значительным, но факт остается фактом: темпы роста продаж новых машин замедлились. К примеру, лидеры рынка — Lada Granta и Lada Vesta — за первое полугодие показали рост по сравнению с прошлым годом на 40% и 12%, а к сентябрю рост снизился до 38% и 10%, соответственно. Виной тому, видимо, сезон отпусков, когда активность на рынке автомобилей (да и не только) традиционно спадает.
|
январь — сентябрь | % | сентябрь | % | ||
Модель | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | ||
Лада Гранта | 96.974 | 70.186 | 38% | 11.208 | 9.936 | 13% |
Лада Веста | 83.502 | 76.189 | 10% | 9.452 | 9.053 | 4% |
Kia Rio | 69.349 | 75.071 | -8% | 7.758 | 7.900 | -2% |
Hyundai Creta | 51.969 | 49.683 | 5% | 6.408 | 5.876 | 9% |
Hyundai Solaris | 45.284 | 50.317 | -10% | 5.402 | 6.295 | -14% |
Volkswagen Polo | 42.413 | 42.804 | -1% | 5.385 | 5.051 | 7% |
Лада Ларгус | 31.663 | 32.440 | -2% | 3.837 | 4.415 | -13% |
Renault Duster | 27.649 | 31.643 | -13% | 3.137 | 3.780 | -17% |
Kia Sportage | 26.068 | 24.619 | 6% | 3.063 | 2.458 | 25% |
Skoda Rapid | 25.600 | 25.813 | -1% | 2.918 | 3.207 | -9% |
Volkswagen Tiguan | 25.441 | 23.132 | 10% | 3.192 | 2.947 | 8% |
Renault Logan | 25.181 | 22.168 | 14% | 3.177 | 1.139 | 179% |
Toyota Camry | 25.046 | 22.986 | 9% | 2.974 | 3.240 | -8% |
Лада 4x4 | 23.464 | 23.819 | -1% | 3.218 | 3.188 | 1% |
Renault Sandero | 22.102 | 23.681 | -7% | 2.742 | 2.461 | 11% |
Лада ИксРэй | 21.582 | 26.292 | -18% | 2.670 | 2.975 | -10% |
Toyota RAV4 | 21.270 | 23.281 | -9% | 1.673 | 3.851 | -57% |
Renault Kaptur | 20.145 | 22.799 | -12% | 2.108 | 2.712 | -22% |
Kia Optima | 19.494 | 14.813 | 32% | 2.676 | 2.364 | 13% |
Nissan Qashqai | 18.195 | 16.010 | 14% | 3.111 | 2.369 | 31% |
Skoda Kodiaq | 17.517 | 9.413 | 86% | 2.297 | 2.239 | 3% |
Skoda Octavia | 17.313 | 17.725 | -2% | 2.034 | 2.098 | -3% |
Mitsubishi Outlander | 17.114 | 17.266 | -1% | 2.412 | 2.133 | 13% |
Hyundai Tucson | 16.413 | 15.978 | 3% | 1.718 | 1.869 | -8% |
Mazda CX-5 | 15.945 | 15.750 | 1% | 2.349 | 1.891 | 24% |
Сумма | 806.693 | 773.878 | 4% | 96.919 | 95.447 | 2% |
Однако непосредственно за первый месяц осени машины показали довольно разнонаправленную динамику. К примеру, на Lada Granta годовой рост «месяц к месяцу» в сентябре снизился с 26 до 13% по сравнению с июнем, а на Vesta — наоборот, вырос с -9% до положительных 4%.
Тройка лидеров, впрочем, не изменилась. Первые два места по-прежнему за двумя моделями АвтоВАЗа — наиболее дешевой «Грантой» с 97 тысячами проданных за первые 9 месяцев автомобилей и «Вестой» с 83,5 тысячи машин. Замыкает тройку лидеров Kia Rio с 69 тысячами продаж. Модель корейского производителя, отметим, год назад занимала второе место после «Весты» с 75 тысячами автомобилей, отставая от нее всего на тысячу экземпляров. А вот «Гранта» была лишь третьей с 70 тысячами, сейчас же она — безоговорочный лидер.
Можно было бы предположить, что дешевизна «Гранты» сыграла свою роль — россияне стали покупать более дешевые машины, но есть и другие причины. По словам Азата Тимерханова, руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат», рост продаж «Гранты» происходит за счет низкой сравнительной базы — за три квартала 2018 года статистика велась отдельно по «Гранте» и «Калине». Теперь же, по его словам, есть только семейство «Гранты», в которое фактически вошли модели «Калины». Говорит об этом и другой опрошенный эксперт — главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов. По его словам, недавно было обновление модели, семейство за год укрепилось универсалом «кросс» и седаном Drive Active.
Creta сменила Solaris и стала самым популярным кроссовером
Также сравнимый рост — на 32% — у Kia Optima: 19,5 тысячи экземпляров против 14,8 тысячи год назад. Optima и Kodiaq, правда, по общим объемам продаж занимают лишь 21-е и 19-е места, так что ни о какой реальной конкуренции с Lada Granta речи идти не может. Как уже говорилось, «Вест» было продано на 10% больше, чем год назад, а вот Kia Rio даже снизила результат — на целых 8%.
Находящийся на четвертом месте Hyundai Creta — самый популярный из «паркетников» в России — стал продаваться на 5% лучше, чем годом ранее. Евгений Еськов считает причиной популярности модели то, что у производителя Creta замещает спрос на Solaris (этот «одноклассник» Kia Rio, еще и выпускающийся на том же заводе, за год показал снижение продаж на 10%). Азат Тимерханов из «Автостата» более образно описывает ситуацию с Creta и конкуренцию модели с Renault Duster и Kaptur. «Можно провести аналогии с «мудрой обезьяной, которая сидит на дереве и наблюдает за схваткой двух тигров». Так вот, Creta и есть та «мудрая обезьяна», а Duster и Kaptur — два «тигра», которые борются за покупателя, но ущерб наносят друг другу», — говорит он.
За «Вестой» не угнаться, разве что «Логану»
Помимо Solaris, снижение по итогам первых 9 месяцев демонстрирует и другой «одноклассник» «Весты» и «Рио» — Volkswagen Polo. Его продажи по сравнению с прошлым годом снизились на 1%. Любопытно, что тот же результат — снижение на 1% — и у находящейся на 10-м месте Skoda Rapid. Складывается ощущение, что спрос всех «просевших» моделей машин этого класса перераспределился на Lada Vesta и, неожиданно, на Renault Logan. Эта модель, хоть и находится лишь на 12-м месте, показала годовой рост на 14%, причем в основном он пришелся на сентябрь: в этом месяце рост оказался выше в 2,8 раза.
Азат Тимерханов из «Автостата» объясняет это достаточно просто: в нынешних условиях, по его словам, цена автомобиля служит решающим фактором — у «Весты» и «Логана» она ниже, чем у перечисленных иномарок. Евгений Еськов из «АвтоБизнесРевю» не согласен с мнением о перераспределении спроса — по его словам, основное значение имеют ситуация внутри каждого бренда, а также обновление моделей. «В общем, если говорим, о B-классе, статус-кво сохраняется, «Лада» и «корейцы» лидируют», — заключает он. Renault Logan, по его словам, скорее всего, стал интереснее за счет версии Stepway, которая раньше была только у модели Sandero. Отметим, что она в свою очередь просела на 7%.
Рынок входит в рецессию, будущее — за люксом и «Ладой»
Если в случае с бюджетными компактными машинами прослеживается тренд на популярность более дешевых моделей, то с «паркетниками» ситуация обратная. Ситуация с самой популярной моделью — Hyundai Creta — еще не так показательна (ее продажи, напомним, выросли за год на 5%), но, например, Renault Duster «просел» на 13%, «Нива» — на 1%, XRay — вообще на 18%, Renault Kaptur — на 12%. Зато выросли продажи заметно более дорогих Kia Sportage (на 6%), Volkswagen Tiguan (на 10%), Nissan Qashqai (на 14%), Skoda Kodiaq (вообще на 86%). Складывается ощущение, что «бедные беднеют, а богатые богатеют» — но эксперты такую трактовку не поддерживают. Азат Тимерханов считает, что у такой динамики — целый комплекс причин: и удачные маркетинговые акции, и обновление моделей, и смена поколений, и появление более привлекательных в ценовом плане комплектаций.
Согласен с ним и главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов: «Продажи сокращаются, перспектив для роста рынка я не вижу. В 2019 году, думаю, рынок новых автомобилей сократится примерно на 5% по сравнению с 2018 годом. Реальные доходы населения падают, цены растут. Впереди возможно повышение утилизационного сбора, это еще одна весомая трудность для рынка. Основные тенденции рынка — цена важнее, увеличение доли кредитных продаж, спрос смещается в сторону наиболее доступных моделей. Доходность бизнеса для дилеров сокращается. Для клиентов покупка нового автомобиля становится более сложной с точки зрения финансов. И здесь растет роль поддержек со стороны брендов, особенно при сокращении господдержки», — заключает он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.