Модели применения искусственного интеллекта в онлайн торговле
Искусственный интеллект (ИИ) является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений в современной электронной коммерции. Он позволяет автоматизировать многие рутинные задачи, улучшить предоставление услуг и увеличить объем продаж. Марат Ахияров веб-разработчик, сооснователь и директор одного из крупнейших интернет-магазинов автоаксессуаров в России, основатель веб-студии Barsweb и сообщества для владельцев бизнесов в сфере электронной коммерции Ecom Owners* рассмотрел некоторые примеры использования ИИ в электронной коммерции, их возможности и ограничения.
На стыке ИИ и электронной коммерции
Пользователи в России уже достаточно часто сталкиваются с ИИ на базе Natural Language Processing, например, когда пытаются связаться, с поддержкой интернет магазина. Иногда такие решения вполне оправданы и дают результат. Но к сожалению чаще всего чат бот раздражает клиентов и пока не способен заменить сотрудника службы поддержки.
В результате на данный момент ИИ заменяет только систему тонального набора в чате и используется в основном для вызова оператора. Такая система может незначительно разгрузить вашу службу поддержки. Думаю это обусловлено в основном тем, что система часто недостаточно обучена для обслуживания клиентов. Но подобные системы развиваются очень быстро и также быстро привлекают клиентов.
Электронная коммерция начала трансформироваться
В данный момент искусственный интеллект может значительно улучшить несколько систем интернет магазина и сильно повлиять на конкуренцию в отрасли.

Одним из самых распространенных способов использования ИИ в электронной коммерции является персонализация рекомендаций для покупателей. С помощью машинного обучения ИИ может анализировать данные о покупках и интересах клиентов, чтобы рекомендовать им товары и услуги, которые, вероятнее всего, будут интересны именно им. На самом деле подобные решения уже используются, например в Ebay.com главная страница генерируется исходя из ваших предпочтений. Мы в Autozs.ru уже тестируем подобную систему.
Оптимизация маркетинга
Но мир не стоит на месте и новым витком прогресса именно в этой сфере будет персонализация на этапе маркетинга. Представьте себе систему, которая не просто предлагает вам товары которые вам нужны сейчас, а предугадывает ваш спрос в будущем. И это будет происходить уже на этапе маркетинга, без обращения к страницам сайта интернет-магазина.
Это все возможно благодаря неограниченным возможностям аналитики, объемы которой не способен осмыслить ум одного человека, а несколько людей не смогут столь эффективно сформировать результат исследований и потратят на это слишком много времени.
Оптимизация ценообразования
Важным фактором принятие решения о покупке является стоимость товара. ИИ может оптимизировать ценообразование исходя из множества факторов, таких как внутренние — остатки на складах, прибыльность и внешних — сезонность и вовлеченность покупателя. Такая глубокая аналитика поможет интернет-магазинам устанавливать персональные скидки ориентируясь на не-персональные показатели клиента, например на количество возвратов, выкупы (отправки с постоплатой) и многое другое.
Оптимизация закупок и товарооборота
Предсказать спрос на год или даже на полгода вперед очень сложно. Особенно в сфере автомобильных запчастей и аксессуаров. На наших складах есть позиции товаров которые продаются всего 1 раз в год в течение короткого срока времени.
ИИ в данном случае может достаточно точно рассчитать как внутренние факторы которые влияют на спрос, так и внешние, например, конкуренция в нише.
Сокращение рисков
ИИ также может быть использован для автоматизации обработки заказов и выставления счетов. Это позволяет сократить время, затрачиваемое на ручную обработку заказов, и уменьшить риск ошибок. ИИ также может быть использован для анализа данных о покупках и транзакциях, чтобы помочь владельцам интернет-магазинов понять, какие товары и услуги самые популярные у их клиентов, и какие меры можно предпринять, чтобы увеличить продажи.
На данный момент достаточно очевидно что новый виток развития электронной коммерции заключается именно в использовании ИИ. Однако стоит отметить, что ИИ не может справиться со всеми задачами, и в некоторых случаях будет необходимо использовать человеческий интеллект. Кроме того, существует риск неправильного использования ИИ, что может привести к нежелательным последствиям, таким как потеря конфиденциальности данных клиентов или неправильное решение в бизнес-процессах. Поэтому важно правильно планировать использование ИИ и учитывать возможные риски.
*еком оунерс
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.