25 мар 2025

Online-конференция с Евгением Уфимцевым — президентом Российского Союза Автостраховщиков

Смотреть видеозапись

25 марта в 15:00 состоится онлайн-конференция, в прямом эфире которой на вопросы редакции интернет-газеты «Реальное время» ответит Евгений Уфимцев, президент Российского Союза Автостраховщиков.

Тезисы к беседе:

  • Итоги страхового рынка минувшего года и динамика начала 2025-го;
  • Влияние санкционной политики на рынок страхования;
  • Обязательная опция электронного урегулирования убытков по ОСАГО — в чем плюсы и есть ли недостатки нововведения;
  • Культура вождения в стране и поощрение законопослушных, аккуратных водителей;
  • Изменения страховых тарифов по ОСАГО.

— С какими результатами страховой рынок завершил минувший год? Какова динамика начала 2025-го?

— Страховой рынок 2024 года для автовладельцев, на мой взгляд, был удачный. Страховое сообщество по итогам года показало хороший результат по нескольким направлениям: увеличилось количество заключаемых договоров. Общее количество составило 44,8 млн договоров, из них только 1 млн был короткий, а остальные были долгосрочные, годовые договоры ОСАГО, их рост составил 6%.

Общий сбор страховых компаний по ОСАГО увеличился, составил 301 млрд рублей, это рост почти на 3%. Но при этом средняя премия немножко снизилась, составила 7 616 руб. И ОСАГО, получилось, не просто не выросло в цене, а, наоборот, даже немножко снизилось. При этом стоимость запасных частей росла, страховщики увеличивали выплаты. И у нас выросла и общая сумма выплат, она составила более 202 млрд руб., рост почти на 20%, и увеличилась средняя выплата, она составила почти 100 тыс. руб.

— Еще в августе минувшего года эксперты (Национальный автомобильный союз, проект «Автомаркетолог» и др.) отмечали активное старение автопарка России. 71% авто в стране старше 10 лет. Как на такую динамику реагирует рынок страхования?

Для ОСАГО это не столь критично. Да, состояние транспорта влияет на безопасность дорожного движения, мы констатировали увеличение убытков, поэтому, конечно, некоторое влияние это оказывает. Больше влияния коснулось каско. Плохо, что парк стареет. Серьезного влияния пока нет, но тенденция, конечно, негативная, и хотелось бы, чтобы она менялась.

- Немало стареющих авто родом из стран, придерживающихся активной антироссийской санкционной политики. Иными словами, с запчастями дела обстоят не сказать что просто. Наверняка и это влияет на рынок страхования?

— Ситуация в 2024 году была стабильная. Рост был связан больше с теми излишками, которые возникали при транспортировке запасных частей и из-за проблемы с расчетами.

В 2024 году запустился внутренний процесс производства определенных запасных частей в России. Это отрадно. Вторая положительная тенденция — поставщики смогли переориентироваться на китайский рынок. Поэтому рынок насыщен, дефицита нет. Если мы еще для стареющего парка добавим возможность использования б/у запасных частей, то у нас не будет проблем при ремонте и автомобилей нашего российского парка.

— С 1 января текущего года стала обязательной опция электронного урегулирования убытков по ОСАГО. Понятно, что сначала система прошла тестирование в формате добровольной опции, но… часто мы предпочитаем плыть по течению и начинаем вникать в новеллы только тогда, когда не пользоваться ими уже нельзя. Как была воспринята новация? В чем ее плюсы и есть ли недостатки?

— Действительно, тестирование проходило в 2024 году. Мы прямо видели, как у нас увеличилось количество электронных урегулирований. По итогам 24-го года был пятикратный рост. 39 516 вот этих электронных урегулирований, которые прошли, этот не считая того, что у нас очень активно развивалась электронная фотофиксация. На сегодняшний день примерно около 25 тыс. фотофиксаций электронных проходят в месяц. Я считаю, это хорошая опция, потому что она дистанционно и оперативно помогает урегулировать убыток. Мы видим, как ряд страховщиков в своей рекламе четко говорят о том, что для большинства убытков у них срок урегулирования — в течение одного дня. Поэтому удобно, быстро, качественно. Фотофиксация позволяет делать европротокол в полном объеме до 400 тыс. рублей. Мне кажется, это хороший сервис, это плюс для потребителя. Я думаю, это будет продолжать развиваться.

— А недостатки есть? Или она близка к идеальной?

— Конечно, недостатки есть. Первый — есть сложности с покрытием и с точной геолокацией. Второе — у нас по регионам различное проникновение этих электронных сервисов. Здесь, я думаю, активнее нужно включаться региональным властям в части пропаганды, внедрения, реализации, потому что региональные власти и ГИБДД заинтересованы, чтобы пробки быстрее разбирались и ДТП не тормозило движение, поэтому людям надо правильно объяснять, доводить информацию.

Бывают иногда проблемы, связанные со спецоперацией, когда в отдельных зонах идет глушение сигнала, это не позволяет сделать электронное урегулирование, в этом тоже проблема.

— До 10% автовладельцев в России год назад умудрялись игнорировать обязательность страхования автогражданской ответственности. Можно ли говорить, что за минувший год автосознательность все-таки улучшилась? Или перемены, напротив, обратные?

— Ситуация, к сожалению, остается примерно на том же уровне. Нам бы очень хотелось, чтобы она улучшилась, потому что, когда законопослушный гражданин с полисом ОСАГО попал в ДТП и вдруг оказалось, что у виновника нет полиса, это, конечно, проблема. Было предпринято несколько попыток, но в 24-м году так и не удалось их запустить. Первая попытка — постараться начать проверку с помощью камер, не смогли запустить. Еще была предпринята попытка с 1 марта этого года запустить эксперимент, когда через «Госуслуги» будут информироваться люди, у которых нет ОСАГО, что им нужно купить полис. К сожалению, опять срок перенесен на 30 июня, не успели госорганы организовать всю работу.

— В целом, опираясь на данные страхового рынка, что можно сказать о культуре вождения в стране? Меняемся ли мы к лучшему? И если да, какие бонусы (скидки) это дает законопослушным, аккуратным и вежливым автовладельцам?

—Да, мы видим, что есть большая группа автовладельцев, которые добросовестны, которые хорошо ездят. У нас за прошлый год почти на 5% увеличилась доля людей, получающих максимальный КБМ. Страхование сыграло определенную роль в этой части. Нарушители правил дорожного движения получают больший коэффициент, платят больше.

В прошлом году в единицах убытков стало больше. Это, на мой взгляд, связано с тем, что поменялась раскладка по вождению автотранспорта: стало больше внутреннего туризма, больше стало грузовых автомобильных перевозок. Поэтому этот рост, я думаю, не проблема неаккуратных водителей, а увеличение трафика.

— Не могу не попросить уточнений по Указанию Банка России за №6949-у, что вступило в силу в конце января: понял, что страховые тарифы по ОСАГО несколько изменились, но для кого и насколько сильно?

— В этот раз Банк России очень точечно сделал изменения. В первую очередь эти изменения для мотоциклистов, водителей грузовых и некоторых категорий общественного транспорта, по нашим оценкам, не более 5% всех транспортных средств коснулись эти нововведения. Правда, по территориальным коэффициентам там было несколько больше изменений. Но в крупных городах в основном это было снижение территориального коэффициента, на небольших территориях был подъем небольшой. В целом, мне кажется, было небольшое уточнение со стороны Банка России.

С 1 апреля по мотоциклистам будут дополнительные изменения, там появится коэффициент по мощности. Но в целом год был стабильный, эти корректировки — они были для небольшой группы автовладельцев и не сильно повлияли на стоимость.

— И еще один момент: в декабре озвучивалось, что страховое общество готово к переходу на свободный тариф по ОСАГО. Что означает «свободный тариф»? И как это будет работать?

— Сейчас есть так называемые границы тарифного коридора, и страховая внутри него может устанавливать стоимость в зависимости от аварийности, категории, куда попадает клиент. Вот этот коридор и сейчас частично является той свободной зоной, где страховая компания для своего клиента ставит индивидуальный тариф. Но примерно 10% автовладельцев получают сейчас максимальный тариф, его не хватает для производства выплат. И те автовладельцы, которым не хватает сегодняшнего тарифного коридора, они отправляются в перестраховочный пул. И компенсация для страховщиков проходит через этот пул, который наполняют добросовестные автовладельцы. Поэтому свободный тариф нужен, чтобы все платили справедливо. Сейчас за 10% аварийных автовладельцев платят остальные 90%, пускай по чуть-чуть, но доплачивают. Мы бы хотели, чтобы рублем наказывали тех водителей, которые совершают ДТП, и не брать с добросовестных автовладельцев. Логика свободного тарифа, она как раз такая.

— И в продолжение темы: 16% автовладельцев по состоянию на март 2024-го стремились иметь дополнительную защиту к ОСАГО Как следствие, каско демонстрировало уверенный рост. Каковы тенденции сегодня?

— Мы увидели такую реакцию, очень удивительную. В это сложное время граждане начали активнее использовать страхование для защиты своего имущества, жизни и здоровья. Каско как раз явилось одним из тех продуктов, который стал очень востребован гражданами. Сейчас, по нашим оценкам, каждый четвертый автовладелец имеет какой-то полис каско. Конечно, к этому приложили руку и страховщики, они начали делать много коробочных мини-каско-продуктов. Считаю, это правильно, я бы всех агитировал такое покупать.

Мне кажется, сейчас автокаско в хорошем тонусе, количество договоров увеличивается, сборы премий растут, граждане активно этим пользуются. Выплаты растут. И я думаю, эта тенденция должна будет продолжиться.

— Год исполнился с момента такой новеллы, как «короткие полисы ОСАГО». Как показало себя это предложение и насколько востребованным оказалось?

— Для одного сегмента, который и был инициатором, это таксисты, этот продукт оказался популярным. Мы примерно 400 тыс. заключаем этих коротких полисов, львиная доля — таксисты. Я думаю, потенциал коротких полисов не исчерпан, он будет и дальше развиваться.

— И в продолжение темы новелл на рынке страхования: что уже меняется и что, возможно, появится нового в текущем году, о чем стоит знать потребителям услуг страхования?

— Сейчас вступает в силу совместный полис с Белоруссией, это первый звоночек, чтобы у нас появилась возможность заключать с нашими соседями вот такие совместные продукты, когда наш полис ОСАГО признается где-то за рубежом. Такая услуга не очень дорогая, это хорошая вещь. С 1 апреля она начинает действовать, эта практика однозначно будет расширяться, переговоры мы ведем по всей приграничной зоне: и Китай, и Казахстан, чтобы у наших автомобилистов была возможность ездить с нашим стандартным полисом ОСАГО не только по России, но и по ближнему зарубежью.

Второе — электронное урегулирование убытков. Как я уже сказал, законом все уже определено, мы переходим в тактику уже более активной реализации этого продукта. Я думаю, что страховые компании будут наращивать для граждан какие-то удобные сервисы.

В ближайшей разработке у нас совершенствование натурального возмещения, мы видим и понимаем, что гражданам очень важно и по каско, и по ОСАГО ремонтировать машину. Сейчас есть ряд сдерживающих элементов, которые не позволяют страховщикам активно направлять машины на ремонт. Поэтому мы предлагаем внести опцию, когда у потребителя тоже появится право самому выбрать станцию, которая будет урегулировать данный убыток.

Еще один момент в проработке — это использование б/у запасных частей для старых машин. Я надеюсь, что будут запущены проверки камер по наличию полиса. Это вот такие моменты, которые либо уже начали внедряться, либо будут в ближайшее время. Все это на пользу автовладельцев. Будем двигаться дальше. Надеюсь, 25-й год будет такой же хороший. Но как бы хорошо страховщики не работали, но лучше в ДТП не попадать.

Реклама. ООО «ТАИФ-НК АЗС»


    Партнеры

    Официальные партнеры:

    Календарь

    Все мероприятия