31 октября в 15:00 состоится онлайн-конференция, в прямом эфире которой на вопросы читателей интернет-газеты «Реальное время» ответит Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис».
Реклама. ООО «ТАИФ-НК АЗС»
15:58 Online-конференция завершилась.
15:57 «Единственное, в чем я твердо убежден, — никто не сможет спрогнозировать. Угадать можно, спрогнозировать — нет. Слишком много черных лебедей прилетает», — подытожил Зубарев.
15:56 Уровень автомобилизации в России не так высок по сравнению, например, с Польшей. «Татарстан по автомобилизации по сравнению с соседними регионами хорош, а по сравнению с Мичиганом хуже несколько», — отметил спикер. Сказать, что больше автомобили не нужны, — нельзя. Но хватит ли у людей средств на покупку — вопрос.
15:54 По мнению Зубарева, в 2025 году автобизнес ждут испытания: «По-другому быть не может. Это капиталоемкий бизнес, при таких ставках ЦБ он не может быть простым». Будет сложно не то что зарабатывать, но и выживать, рынок затормозится. «Его притормозят, думаю, в следующем году. Рост по отношению к этому году если и будет, то небольшой, где-то 10%. Падения тоже не ожидаю», — прогнозирует эксперт.
15:53 «Вернулись в пятерку самых крупных продавцов новых автомобилей и в пятерку автомобилей с пробегом», — добавил он. Но важнее всего сейчас построить эффективную модель бизнеса.
15:51 «По итогам девяти месяцев у нас хорошая впечатляющая динамика, 100 с лишним процентов роста по новым автомобилям, это гораздо выше динамики рынка России», — сообщил эксперт.
15:50 Маленькие мастерские для сервиса — нужны. Но если говорить о полном комплексе (содержание складов, обеспечение бизнес-процессов и т.д.), то необходимы масштабы.
15:49 Монополия — это отсутствие роста качества. Но оно страдает и при большом количестве мелких мастерских: он не могут обеспечить качественный бизнес-процесс. Чтобы тратиться на обучение и оставаться рентабельным, нужны объемы, масштаб. «Когда ты маленький, ты не можешь себе этого позволить», — отметил председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис».
15:47 Сейчас распределенность франшиз, сети измельчала. Много новых игроков появилось, которых дают китайские бренды. «Думаю, обратный процесс пойдет», — прогнозирует Зубарев. По его мнению, автомобильный бизнес не так выгоден, как кажется со стороны. Многие уходят с рынка из-за убытков.
15:46 Можно говорить, консолидация рынка авторитейла шла-шла, а после 2022 года все надо начинать сначала, сказал эксперт. «Количество дилерских центров выросло, потому что у многих китайских партнеров принцип: чем больше дилеров, тем лучше. Я считаю, это ошибочное мнение», — сказал Зубарев.
15:42 В октябре прошлого года появилась информация, что ТТС начал выпуск собственных запчастей и технических жидкостей. «Когда привычные поставщики, знакомые нашим клиентам, покинули [рынок] в значительной степени, появились неизвестные бренды. Среди них были и хорошие, и не очень», — рассказал Зубарев. ТТС гарантирует, что у продукции его линейки достойное качество. Линейку планируют развивают дальше. Это и расширение бизнес-портфеля, и более надежные поставки. «Ну и ты не платишь за чужой маркетинг», — подчеркнул спикер.
15:40 Поддержка автопрома — это больше про промышленность, экономику. «Есть стратегия развития автопрома, она принята на госуровне и реализуется», — сказал он. Развитие страны всегда хорошо для граждан. Для того чтобы оценивать, насколько правильно развивается автопром, «нужно быть больше в теме», считает Зубарев.
15:39 «Есть еще и госинтересы, которые лучше должны быть защищены. И потребители, которые сегодня купили автомобиль, а потом бабах — производитель ушел с рынка», — добавил он.
15:36 «Мне как представителю дилерского сообщества <...> [кажется, что] более четкие должны быть правила взаимодействия производителя и дилера», — заявил эксперт. Уход многих производителей в 2022 году стал для рынка потрясением.
15:35 Любая господдержка — это поддержка для людей, с одной стороны, и для рынка — с другой. Но повышение ключевой ставки — это и гашение. «Одновременно медали газа и тормоза поддавливаем», — сказал председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис».
15:33 Официальных отношений по покупкам автомобилей ни с кем из западных производителей сегодня нет. Отношения в части техобслуживания сохранили со всеми партнерами, рассказал Зубарев.
15:31 Однако количество покупок премиум-автомобилей с 2022 сильно снизилось, потому что цены на них выросли. Мало кто готов выложить 25-30 млн рублей за машину.
15:30 Спикер затруднился ответить на вопрос о том, изменилась ли структура продажи в разных ценовых сегментах. Средняя стоимость автомобиля выросла. «Но на что средняя стоимость не выросла?» — задал Зубарев риторический вопрос.
15:28 «По запчастям нам удалось выстроить, это становится рутиной: заказ, поставка», — сообщил Зубарев.
15:27 Что касается параллельного импорта, логистика «кривая», сроки непредсказуемы. Это сказывается на цене.
15:26 «Все логистические проблемы сейчас на себя взяли дистрибьюторы», — отметил спикер. поток стабилизировался, он достаточен.
15:23 Говоря о лидерах среди китайских производителей, Зубарев ответил: по продажам лидеры точно есть, об этом говорит статистика. Если говорить о репутации, то процесс еще идет, бренды формируют свою историю. Их названия уже звучат, но репутация пока формируется. «Не рискну давать какие-то оценки», — сказал Зубарев. По его мнению, к ведущим китайским брендам можно отнести Chery, Geely, Changan, Haval.
15:21 «Если у нас 40% — отечественные машины, то китайских — 60%. Остальное — в пределах статистической погрешности», — сказал эксперт о доле китайских брендах на авторынке России.
15:20 «Самое главное — что марка берет на себя ответственность за уровень качества», — подчеркнул собеседник «Реального времени».
15:18 Зубарев не согласен с мнением, что «Москвич» не назовешь отечественным автомобилем. Машины многих марок собирают в других странах. «Место сборки, производства сегодня размыто», — сказал он.
15:17 По мнению председателя совета директоров ГК «ТрансТехСервис», «Москвич» по качеству лучше, чем его китайский прототип.
15:16 Когда под запрет попали поставки комплектующих и пришлось экстренно искать замену, качество не могло не снизиться. Многим приходилось идти на компромисс, признал Зубарев. «Но в целом качество отечественных автомобилей выросло», — подчеркнул он.
15:15 Отечественные автомобили прошли колоссальный путь по улучшению качества. Например, существенный путь развития прошла Lada.
15:12 Говоря о трендах в работе с отечественным автопромом, эксперт сказал: тренды на рынке общие. На российские машины не так действует утильсбор. В процентном соотношении выросли продажи Lada. Спросом пользуется и «Москвич». «В нашем портфеле брендов доля отечественных брендов приросла. Составляет где-то 40%. Я говорю о новых автомобилях», — рассказал спикер.
15:11 Люди чаще стали покупать автомобили в специализированных магазинах. «Не зря существует поговорка «скупой платит дважды», — отметил председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис». Люди уходят из сервисов до первой поломки, а затем возвращаются, считает Зубарев. Но цена может быть высокой.
15:08 «Большинство запчастей поставляют», — ответил спикер в ответ на вопрос о том, закупают ли запчасти по параллельному импорту. По его словам, число марок, для автомобилей которых необходимо закупать их, увеличилось. Работу прошлось «здорово перестроить».
15:06 На первом этапе 2022 года многие дилеры самостоятельно осуществляли закупку автомобилей (параллельный импорт). Сегодня ситуация меняется. «Мы получили целый ряд франшиз китайских производителей», — сообщил Зубарев.
15:04 «Нельзя сказать, что новых автомобилей не было. Они резко подскочили в цене», — сказал эксперт об интересе покупателей к автомобилям с пробегом в 2022 году. Со временем популярность новых автомобилей стала расти.
15:03 В августе-сентябре этого года покупатели спешили купить авто, наблюдался всплеск активности. Сейчас, напротив, фиксируют падение продаж.
15:02 С октября два фактора, которые снижают активность про покупках автомобилей, — это повышение утильсбора и повышение ключевой ставки в стране. «Идет некий спад активности клиентской по сравнению с сентябрем и августом», — сказал Зубарев.
15:01 Последние два года авторынок России восстанавливается, идет рост продаж.
15:00 «Реальное время» ведет текстовую трансляцию online-конференции с председателем совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеславом Зубаревым.
«Реальное время» ― интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики, актуальной информации о развитии экономики и технологий в Татарстане, России и мире.
Ежедневно редакция «Реального времени» готовит материалы и интервью с лидерами различных отраслей и рынков на самые актуальные темы.
Благодаря работе аналитического отдела газета публикует собственные рейтинги, рэнкинги, индексы, а также подробные аналитические исследования, формирующие максимально полную картину рынка для читателя.