Новости раздела

Сизифов труд — счастье художника: три казанских автора объединились, чтобы почтить Камю

Сизифов труд — счастье художника: три казанских автора объединились, чтобы почтить Камю
«Сизиф» Рашида Тухватуллина. Фото: Радиф Кашапов

Три живых классика казанского искусства объединились для выставки «Миф о Сизифе» в «Смена Галерее» — Ильгизар Хасанов, Рашид Тухватуллин и Вадим Харисов. Авторы рассуждают о своей жизни в искусстве и древнегреческом мифе о человеке, который вынужден бесконечно поднимать в гору огромный камень. Занятная метафора для людей с долгой творческой биографией.

«Будь мир ясен, искусства могло бы не быть»

Как пояснил Ильгизар Хасанов, отправной точкой для выставки стал «Миф о Сизифе», эссе Альбера Камю, опубликованное в 1942 году. В частности, помимо истории о царе Коринфа, бросившего вызов богам, в ней есть глава об абсурдном творчестве художника:

«Произведение искусства порождается отказом ума объяснять конкретное. Произведение знаменует триумф плоти. Ясная мысль вызывает произведение искусства, но тем самым себя же и отрицает. Мысль не поддается искушению прибавлять к описанию некий глубинный смысл. Она знает о его незаконности. В произведении искусства воплощается драма сознания, но она никогда не дается искусством непосредственно. Абсурдное произведение требует художника, который ясно сознает свои пределы, и искусства, в котором конкретное ничего не обозначает, кроме самого себя. Произведение искусства не может быть ни целью, ни смыслом, ни утешением для жизни. Творить или не творить — это ничего не меняет».

— В ней можно почерпнуть мысли о художественном творчестве, — говорит о книге Тухватуллин. — Хотя вещь мрачноватая, но читать ее интересно, даже особо не понимая до конца.

Здесь необходимо процитировать и еще одну фразу из произведения: «Будь мир ясен, искусства могло бы не быть».

Подъем в гору с камнем, который потом скатывается вниз, схож с процессом создания работ, подготовкой выставки, общением со зрителем. В отличие от Сизифа для художника — это бесконечный труд — счастье.

Работы Вадима Харисова. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Юбилей «финала» «Черного озера»

Куратором выставки стал основатель и руководитель Центра современной культуры «Смена» Роберт Хасанов, но он отметил, что выставка была задумана его отцом:

— Я лишь подключился, чтобы все оформить и сделать смысловую оболочку, зацепился за название работы Рашида «Сизиф», и интуитивно история связалась с Камю. Относительно этого уже я сделал выборку работ и экспозицию, — говорит куратор.

Отец Роберта, Ильгизар Хасанов, наряду с сыном — сооснователь «Смены». На выставке представлены его живописные работы (показывая одну из них посетителям, он тут же предлагает оценить, как играет луч света, разделяя картину надвое). Хотя в последнее время Хасанов как будто известен реди-мейдом и скульптурой. Он консультировал фильм «Пувырга», благодаря ему съемочная площадка обрела черты подлинной квартиры из 70-х.

Работы Ильгизара Хасанова. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Хасанов, Тухватуллин, Харисов первый раз вместе — они встречались на выставках инициированной Хасановым арт-группы «Черное озеро» (2007—2014), так что, иронизируют авторы, получился 10-летний юбилей, если считать с того времени. Среди проектов тех лет сразу вспоминается «Муха», где шести художникам предлагалось с помощью всех видов изобразительного искусства порассуждать на тему взаимоотношений человека и насекомого.

В «Смене» группа «Черное озеро» показывала работы для экспозиций «Чердак детства», «Зима» и «Муха II».

Кроме того, в ноябре исполняется 70 лет Рашиду Тухватуллину, в свое время защитившему кандидатскую диссертацию по теме: «Межионные взаимодействия в неводных растворах карбоксилсодержащих полиэлектролитов», а потом ушедшему в художественную обработку металлов.

Работа Рашида Тухватуллина. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Художник является не творцом, а материалом

— Кураторство, с моей точки зрения, — рискованная история, — говорит юбиляр. — Надо на одной длине волны оказаться с кураторами, — рассуждает он, явно порой иронично, после закрытой презентации. — Современное искусство стало именно кураторским: художник является не творцом, а материалом. Куратор берет каких-то авторов, которые кажутся ему не то чтобы интересными, а которые потенциально могут выразить концепцию. Вообще, куратору полезно работать в прагматичном плане. Чтобы он работал, условно, с пустотой. Чем меньше вложено самим художником, тем больше может создать куратор.

— Роберт — человек понимающий. Он сумел подключиться к нашим эманациям, — продолжает художник. — Нельзя назвать выставку слишком единой в плане языка, системных образов и подходов. Поэтому в данном случае дар куратора состоит в том, чтобы как-то синтезировать три вектора.

Да, некоторые работы были собраны из архивов, некоторые были сделаны специально к выставке. Упомянутый «Сизиф», по словам Тухватуллина, изначально назывался «Плоская доска, круглая такая». А Хасанов шутит, что в формате галереи есть еще четвертая стена, так что художников могло быть четверо. Также авторы подчеркивают, что особой связи между тремя авторами искать не стоит. Впрочем, к примеру, условно явно перекликаются с расположенными напротив картинами Вадима Харисова. Выставка продлится до 24 ноября.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров