Булгарское государство и его сословная и этнополитическая структура в X — первой трети XIII века
Изучение древней и средневековой истории народов Волго-Уральского региона много лет было одним из приоритетных направлений отечественной науки. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов выпустил книгу «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века», посвященную этногенезу булгар, становлению их как этнополитической общности. В своем труде он выдвигает новую теорию изучения этнополитических и этносоциальных обществ, основанную на комплексном подходе, с применением сложной процедуры синтеза археологических, этнологических и нарративных источников. Ученый попытался охватить целостным взглядом появление, развитие и трансформацию средневекового булгарского этноса.
ГЛАВА IV. Булгарское государство и его сословная и этнополитическая структура в X — первой трети XIII в.
§1. Булгария: административно-территориальное устройство и города
1. Средневековые государства: территория и границы.
Волжская Булгария, как и многие другие средневековые государства, было довольно аморфным в территориальном отношении политическим организмом, поскольку для этой эпохи главную ценность представляли не земли, а люди, которые ее обрабатывали, добывали различное сырье или вели различные промыслы, которые можно было обложить данями и податями. Поэтому владение той или иной территорией было условным и продолжалось до тех пор, пока она представляла интерес для элиты. Расширение земель того или иного государства было в распространении власти на податное население вне зависимости от его занятий, происхождения и обычаев.
Очень часто обитаемые и окультуренные территории были небольшими островками в глухих лесах и полях. Чересполосица обитаемых и обустроенных территорий с дикими землями была повсеместной и обычной. При этом это не было дисперсное проживание, как в более ранние века, в период средневекового государства все части страны были связаны многочисленными социально-политическими, торгово-хозяйственными и культурно-религиозными связями, находились в «едином информационном поле». Именно поэтому мы можем говорить об их единстве в рамках единой археологической культуры, а в историческом плане — объединять в границах государства. При этом следует учитывать, что ареал археологической культуры и территория государства — это взаимопересекающиеся, но не совпадающие круги.
Разумеется, установить спустя многие века принадлежность той или иной территории тому или иному государству или владению, особенно в условиях дефицита нарративных источников, чрезвычайно сложно. Практически для всех средневековых государств Восточной Европы сделать это практически невозможно без использования комплексного подхода, который базируется на анализе письменных, археологических и других дополнительных материалов.
2. Территория Булгарии по данным письменных источников.
Булгария в X — первой трети XIII в. становится объектом внимания современников, поскольку была вовлечена в торговые и военно-политические контакты с различными регионами Евразии. Вместе с тем сведения, сохранившиеся в дошедших до нас источниках, содержат на удивление мало конкретики о территории и населенных пунктах этой страны.
Основные сведения о Булгарии сохранила арабо-персидская историческая традиция, в той или иной степени она восходит к так называемой «Анонимной записке о Восточной Европе», которую обильно цитируют другие авторы — Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази, ал-Бекри, анонимный автор «Худуд ал-‘алам». Но сведения о территории страны фактически ограничиваются указанием на существование двух городов — Болгара и Сувара, расположенных на Волге, а также некоторых крепостей, расположение которых неопределенно.
Относительно территории Булгарии в этом своде сведения весьма размыты: отмечается, что булгары живут к северу от хазар и печенегов, что буртасы жили южнее булгар и были покорены ими. Особой оригинальностью отличаются сведения из «Записки» Ибн Фадлана, в которой есть конкретные указания на реки, правые притоки Волги от Черемшана до Бездны и Малого Черемшана, и племена, входившие в булгарское объединение — булгары, берсула (барсилы), эсегели (эсгили/чигили) и сувары. Важным и уникальным источником по истории Булгарии середины XII в. являются сочинения Абу Хамида алГарнати (1080—1169 гг.), который в 30—50-е гг. XII в. жил в городе Саксине (Нижнее Поволжье) и неоднократно приезжал в Болгар. Но и в его трудах нет конкретных указаний на территорию Булгарию, хотя он и указал, что булгары и сувары фактически правят Саксином. Северная граница Булгарии граничила с народами («Вису», «Йура»), жившими близ Моря Мраков, на которые они совершали набеги и вели торговлю.
Русские княжества фактически граничили с Булгарией с середины X в., и летописи сохранили целый ряд подробностей о географии Булгарии и ее границах. Интересно, что список упоминаемых городов не совпадает с таким же списком восточных сочинений. Русским летописям известны «Великий город» на Черемшане (очевидно, Биляр), Бряхимов на Каме (очевидно, Алексеевское городище), Ошель на Волге (обычно связывается с Богдашкинским городищем), а также ряд других небольших городков (Тухчин, Хомол). Пределы страны указаны расплывчато, но анализ текста заставляет сделать вывод, что граница булгарских владений проходила в районе Оки, а булгарские поселения находились в Сурско-Свияжском междуречье. Восточные границы булгарских владений доходили до Джаика (р. Урал) и нижневолжского Саксина.
Еще меньше сведений содержится в латинских хрониках. Исключение составляют донесения о путешествии в Восточную Европу доминиканского монаха Юлиана из Венгрии, который в составе миссии в 1235 г. отправился на Восток, чтобы найти прародину венгров. Ему это действительно удалось. В Среднем Поволжье он нашел «страну сарацин, что зовется Веда, в городе Бундац», т. е. город с мусульманским населением. Далее он путешествовал уже по этой стране и добрался до «Великой Булгарии» и нашел там самый большой город этой страны (очевидно, Валынское городище на Самарской Луке или Биляр), а в двух днях пути в районе р. Этиль (очевидно, р. Белая) нашел венгров, которые были союзниками булгар в войне с монголами.
Общий анализ этих источников позволяет предположить, что территория Булгарии в XII в. простиралась с запада на восток от Оки до Джаика (р. Урал), а с севера на юг от Нижнего Прикамья до Нижнего Поволжья. На ее территории располагался ряд городов, среди которых с большой степенью уверенности можно локализовать Болгар, Сувар и Биляр. Фактически это все самые определенные сведения, которые можно извлечь из письменных источников.
Письменные источники отрывочны и дают весьма скудную информацию о территории и этнокультурной ситуации в Волжской Булгарии. Гораздо большую объемность и целостность дает сопоставление этих сведений с данными археологии, но для полноценного и качественного изучения двух разных объектов необходимо четко представлять, что все археологические объекты исследуются в рамках булгарской археологической культуры, а исторические источники в рамках средневековой Булгарии.
3. Территория Булгарии: государство и археологическая культура.
Если ранее историки и археологи могли реконструировать социальную и этнокультурную историю Волжской Булгарии только на основе письменных данных, то сейчас вполне оправдано максимально широкое использование археологических материалов. В последние годы был выполнен целый ряд специализированных исследований по различным видам и отраслям материальной культуры Волжской Булгарии. Особо следует подчеркнуть значение комплексного исследования таких элементов булгарской культуры, как художественный металл, керамика, архитектура, стеклоделие и железоделательное производство, вооружение и военное зодчество. Все эти элементы материальной культуры, объединенные в структуру булгарской археологической культуры при высоком уровне обобщения и реконструкции, позволяют в дальнейшем использовать эти данные уже в качестве полноценного исторического источника в рамках исторического исследования.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что археологическая культура дает только часть, сильно искаженной временем и обстоятельствами информации о материальном аспекте культуры, оставившего ее населения. Полноценная реконструкция жизнедеятельности общества и его функционирования как социального организма возможна только в рамках комплексного исторического исследования. Можно сказать, что археологические исследования памятников булгарской культуры позволили выявить не только разнообразный материал по всем сторонам жизни средневекового населения, но и, при сопоставлении с другими материалами, заполнить лакуны и раскрыть многие, до этого неизвестные, страницы истории и культуры Волжской Булгарии. Особая значимость их в том, что корпус этих источников ежегодно пополняется, что при совершенствовании сбора, анализа и систематизации, при компетентном использовании процедур археологического исследования, он может и должен стать полноценным источником для реконструкции и понимания динамики развития материальной и духовной культуры средневекового населения Волжской Булгарии.
Исходя из этого можно дать определение, что: «булгарская археологическая культура» — это совокупность памятников, расположенных в Волго-Уральском регионе, занимающих в Среднем Поволжье сплошную, ограниченную и компактную территорию, включающую земли от бассейна р. Свияги на западе до бассейна р. Шешмы на востоке — от Верхнего Посурья и Примокшанья, Самарской Луки и бассейна р. Большой Черемшан на юге до Нижнего Предкамья от бассейна р. Казанки до устья р. Вятки на севере, которые хронологически относятся к промежутку времени с конца IX — до первой трети XIII в., где выявлено значительное сходство взаимосвязанных типов вещей и сооружений, а также единообразное их изменение с течением времени (керамического комплекса, украшений, орудий труда, быта и вооружения и т. д.), отличающихся деталями, формами и типами от подобных предметов, найденных на сопредельных территориях. Судя по совокупности данных нарративных источников, указанную территорию в этот период занимало Булгарское государство (Булгария, Волжская Булгария, Волжско-Камская Булгария), население которого, определенно, оставило ископаемую археологическую реальность, объединяемую в одноименную археологическую культуру. В последнее время подобная дефиниция термина «булгарская культура» получила теоретическое и практическое обоснование.
Всего в Волго-Уральском регионе выявлено около 2 тысяч памятников, которые исследователи относят к булгарской археологической культуре. Из них около 200 городищ, более 700 селищ, 80 грунтовых могильников, а также отдельные местонахождения и клады (около 500). Особенностью булгарской культуры является наличие сильно укрепленных городищ, которые систематизированы и довольно хорошо исследованы. Среди них выделяются остатки крупных (Болгарское, Билярское, Суварское, Богдашкинское, Алексеевское, Валынское («Муромский городок»), Юловское и др.) городищ с укрепленной площадью более 20 га, которые исследователи связывают с крупными городами, зафиксированными в письменных источниках. Наиболее изученными являются Болгарское, Билярское, Суварское (Кузнечихинское), Джукетаусское, Богдашкинское, Алексеевское, Валынское («Муромский городок»), Юловское, Золотаревское, Кошкиновотимбаевское (Хулашское), Кураловское и др. городища. Некоторые из них существовали длительный историко-археологический период, включая булгарское (X—XIII вв.) и золотоордынское (XIII—XV вв.) время, а другие относятся исключительно к булгарской культуре. Ни для какой другой археологической культуры Волго-Уральского региона подобные памятники в таком количестве, такими размерами и мощностью культурного слоя не характерны.
Открыты также небольшие городища (очевидно, остатки малых городов и замков), размерами менее 20 га. Все они систематизированы и классифицированы, часть из них довольно хорошо обследована, а часть подвергнута систематическим раскопкам.
Основное население проживало в неукрепленных селищах (выявлено более 700) разных размеров — площадью от нескольких десятков квадратных метров до нескольких десятков гектаров. На памятниках выявлен значительный культурный слой — от 20—40 см до 1,5—2 м на крупных городищах, что свидетельствует об интенсивной строительной и хозяйственной деятельности. Судя по топографии расположения памятников, все эти селища концентрировались близ городищ, образуя сельскую округу городских центров.
Наиболее характерным памятником являются могильники (около 100) с различным обрядом захоронения. Обычно для булгарской культуры археологами обобщенно выделяется два типа захоронений. К первой группе относятся могильники (Новинковский, Брусянский, Уреньский, Шиловский, Большетарханский, Танкеевский, Большетиганский и др.) с языческим погребальным культом (погребения с вещами, культ коня, курганные захоронения и т. д.), где совершались захоронения на рубеже VII—VIII — второй половине X в. Ко второй — некрополи, относящиеся к первой половине X — первой трети XIII в. с мусульманской обрядностью (Билярские, Танкеевский, Спасские, Измерское и др.). Подобные памятники характеризуются захоронением в неглубоких ямах (иногда в гробах), ориентация покойного по кыбле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено на юг (как правило, отсутствует погребальный инвентарь) и т. д. Данный обряд с конца X в. становится единственным выявленным во всем ареале булгарской культуры.
Нет никаких сомнений, что этот обряд, а также целый ряд других особенностей данной культуры являются отличительным признаком данной культуры, выделяющим ее из всех других синхронных культур Волго-Уральского региона. Принимая во внимание, что погребальный обряд считается одним из важнейших признаков этнокультурной характеристики ископаемого общества, следует указать его прямое сходство с мусульманским обрядом погребения умершего — ориентация по кыбле, в сторону Мекки. Это дает самые серьезные основания, чтобы определить образ булгарской культуры, как относящейся к мусульманской цивилизации и ориентировать ее этнокультурные связи в сторону мусульманского мира.
На поселениях изучены наземные жилища, полуземлянки и землянки, кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани и др.) и мавзолеи, хозяйственные постройки (гончарные и металлургические горны, производственные помещения и т. д.), на городищах открыты остатки укреплений в виде валов со следами деревянных стен различной конструкции (от частокола до городней). Все эти памятники отличаются внутренним единством и общей динамикой развития материальной культуры, а также выделяются от синхронных памятников, например, Древней Руси.
Основой хозяйства населения, оставившего булгарскую культуру, являлось земледелие в форме степного перелога (или двухполья), домашнее скотоводство с элементами отгонного, рыболовство, промыслы (охота на пушного зверя, бортничество и пр.) и городское и сельское ремесленное производство: металлургия железа и бронзы, гончарство, стеклоделие, деревообработка, косторезное, ювелирное, оружейное дело и т. д., а также развитая торговля и товарно-денежные отношения (чеканка булгарской монеты, клады арабских дирхемов, предметы торговли из стран Ближнего и Переднего Востока, Средней Азии, Руси и Западной Европы).
Булгарская культура характеризуется наличием большого количества городищ и селищ, имеющих мощный (до 1—1.5 м) культурный слой. На памятниках выявлены остатки монументальных построек (кирпичные и белокаменные здания) и развитой ремесленной деятельности, в том числе производства своеобразной круговой гончарной посуды разнообразных форм (кувшины, горшки, миски, кружки, хумы и пр.); некоторыми типами хозяйственного и бытового инвентаря (топоры, замки и др.); украшениями женского костюма (витые браслеты, трехбусинные височные подвески, в том числе из золота); мусульманской погребальной обрядностью; находками бытовых предметов с надписями (руническим и арабским письмом), а также практически полным отсутствием в остеологических материалах костей свиньи и некоторых других элементов.
В числе других отличий, имеющих ярко выраженный социальный характер, можно указать на комплекс вооружения. Комплекс вооружения булгар XII—XIII вв. характеризует основной костяк их войска как тяжеловооруженную рыцарскую дружину, имевшую разнообразный арсенал оружия и снаряжения. В предмонгольское время он включал пики, сабли, булавы, чешуйчатые доспехи, круглые или миндалевидные щиты, шлемы (иногда с маской-забралом), стремена и изредка шпоры. Такой рыцарский набор мог сложиться в условиях боевой практики, когда исход боя решался в столкновении тяжеловооруженных воинов, применявших таранный удар копьем. Анализ вооружения булгар показал, что в этот период оно значительно отличается от оружия финно-угров, которые переживали упадок дружинной культуры, особенно заметный у мордовских племен (например, у них в XI—XIII вв. из комплекса вооружения исчезают специализированные предметы вооружения — сабли и мечи, кинжалы, пики, боевые топорики, булавы и кистени, а также бронебойные наконечники стрел). Определенное сходство наблюдается у булгар с оружием населения степей Восточной Европы, но отсутствие у последних пехотных видов «орудий войны» и некоторых типов доспеха показывает их неполную адекватность. Наибольшее соответствие обнаруживает оружие и вся система военного дела у оседлых феодальных государств — Булгарии и Руси. Особенно ярко общие черты проявляются в этапах эволюции основных видов оружия и, что важно отметить, целых наборов снаряжения воинов-рыцарей. При этом вооружение булгар имело свою особую специфику как в наборе вооружения, так и в деталях оформления предметов оружия и снаряжения (например, превалирование у булгар сабель, а не мечей, наличие сложносоставных луков, некоторые типы пик, булав и кистеней и т. д.). Важность этих сопоставлений указывает на то, что Русь и Булгария являлись двумя средневековыми государствами Восточной Европы с сопоставимым уровнем социально-политической организации.
Булгарская культура возникла в конце VII в., когда в Среднем Поволжье локализуются памятники южного происхождения (Бураковское погребение, Шиловский курганный могильник и др.), в VIII — начале X в. в этом регионе на основе смешения традиций нескольких археологических культур (салтовомаяцкая, кушнаренковская и др.), а в начале X в. под влиянием становления государства, развития городов и принятия ислама формируется единая государственная культура городского типа, нивелировавшая хозяйственные и культурно-бытовые особенности раннего этапа булгарской культуры. В конце X—XIII вв. происходит развитие особенностей культуры, внутри которой развивается несколько субкультур (военно-дружинная, городская), испытывавшие влияние средневековых цивилизаций Европы и Азии. После завоевания Волжской Булгарии Золотой Ордой) булгарская культура, претерпев ряд изменений, развивалась как локальный вариант золотоордынской культуры.
Учитывая все эти данные можно довольно четко выявить динамику становления государственной территории Булгарии от небольшого племенного объединения в районе Средней Волги (от Самарской Луки до устья Камы) в VIII—IX вв. до крупного средневекового государства. Уже в XI—XII вв. его пределы простирались от р. Суры на западе до р. Шешмы на востоке, от Самарской Луки на юге (отдельные городские центры булгар, выявлены на Нижней Волге) до района Елабуги на севере, хотя отдельные центры располагались вплоть до Пермского Прикамья. На этой территории локализуются все известные по письменным источникам города, а также разворачиваются события, описанные в средневековых хрониках.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.