Зачем ректор Гнесинки приехал в Казань и как подружатся музыканты со спортсменами
Казанская консерватория и Поволжский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма придумали неожиданную коллаборацию
![Зачем ректор Гнесинки приехал в Казань и как подружатся музыканты со спортсменами](/uploads/articles/f9/b5/c74dbc8d3b028cfa.jpg)
Как студенты Казанской консерватории и спортивного университета будут сотрудничать на общем фестивале, на что жалуется Рустем Абязов, в чем проблема современных композиторов и какие надежды лелеет Вадим Дулат-Алеев? В репортаже «Реального времени» с круглого стола, посвященного проблемам музыкального образования, — ответы на эти и другие вопросы.
Что делает в Казани ректор Гнесинки и для чего нужно целевое обучение
В Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова обсудили вопросы музыкального искусства и образования в Татарстане. На круглом столе собрались уважаемые и неожиданные гости: например, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский. Глава одного из главных музыкальных вузов страны гостил в Казани с четверга — встречался с профессорско-преподавательским составом, делился опытом и обсуждал животрепещущие проблемы музыкального образования с коллегой, Вадимом Дулат-Алеевым. Без комплиментов в адрес принимающей стороны не обошлось:
— Казанская консерватория — одно из самых известных учебных заведений нашей страны. И для меня она связана с моими музыкальными представлениями о том, что такое качество, — сказал Рыжинский.
Но поскольку обсуждать собирались проблемы, то о проблемах он и говорил. Например, на пару с заместителем министра культуры Татарстана Юлией Адгамовой обращал внимание на то, какую большую роль в подготовке музыкантов играют музыкальные училища и школы искусств. А еще обсуждал целевой прием студентов: по его мнению, он должен быть не способом просочиться в консерваторию, если по-другому не получилось, а методом взращивания «профессиональных молодых музыкантов» для тех регионов, которые их в консерваторию и направляют.
![](/uploads/article/6b/a2/e9d73983162cc119.jpg)
О бедном композиторе замолвите слово
В очередной раз много говорили о работе композитора: председатель правления Союза композиторов России и Татарстана Рашид Калимуллин в очередной раз констатировал, что композиторов в стране не хватает, и это — потому что профессия потеряла былой престиж, а сами композиторы почему-то умеют только писать, но не умеют продвигать свои творения:
— Композитору нужно уметь не только писать свою музыку, но и продвигать ее, — считает эксперт. — А есть композиторы, которые могут только писать музыку. И пишут в стол. Потом все это умирает. А во-вторых, он пишет и понимает, что это никому не нужно. И в результате уходит из профессии.
Дальше эксперты затруднились с конкретными советами, где же добывать молодых композиторов: Калимуллин предлагает воспитывать их прямо с детского сада, а Рыжинский задается резонным вопросом, куда же их потом трудоустраивать. Ведь мало в каких учреждениях в штатном расписании есть официальная позиция «композитор». Успешных примеров, подобных Эльмиру Низамову, немного. Кстати, Низамов недавно возглавил кафедру композиции в родной консерватории, в полном соответствии с концепцией, которую еще летом обещал продвигать в интервью нашему изданию новый ректор вуза Вадим Дулат-Алеев: привлекать к обучению успешных, талантливых и молодых выпускников.
А на круглом столе пока сошлись на том, что композиторов надо поддерживать на государственном уровне.
![](/uploads/article/f3/3b/e53fe0c169df05fb.jpg)
«Иногда выпускники консерватории не умеют играть в оркестре»
Новый ректор Казанской консерватории пригласил на круглый стол и дирижеров республиканских оркестров. И выслушал, в том числе, и критику. Например, говоря о том, как учат музыкантов в консерватории, художественный руководитель и дирижер ГОНИ РТ Анатолий Шутиков внезапно посетовал, что качеству обучения уделяется недостаточно внимания:
— Учить надо более качественно. Нужно помнить о практической деятельности. Не только обучить выпускника, но еще и трудоустроить! А этим мы почти и не занимаемся.
Правда, Шутиков в своей огульной реплике не стал вдаваться в подробности о том, как именно надо «учить более качественно», почему будущее трудоустройство выпускника тоже является задачей консерватории и какие загадочные «мы» этим не занимаются. Но несмотря на это, с ним неожиданно согласился и главный дирижер оркестра «La Primavera» Рустем Абязов:
— Иногда выпускники консерватории не умеют играть в оркестре. Их не учат читать с листа, например. Как это делается на Западе? Там, когда человек оканчивает вуз, он практически наизусть знает все симфонические партии. А у нас…
Абязов пожаловался, что испытывает в своем оркестре недостаток местных кадров — даже посетовал на то, что недавно принял девушку из Екатеринбурга. Однако ему возразила профессор Зиля Сунгатуллина, предложив вспомнить, что выпускники консерватории работают в ведущих оркестрах и театрах страны, а ректор Дулат-Алеев спросил у дирижера:
— А разве не из наших выпускников сформирован ваш оркестр?
Правда, когда Абязов подробнее пояснил свою кадровую проблему, оказалось, что в ней «виновата» не только и не столько консерватория, сколько конкуренция за лучших оркестрантов между несколькими оркестрами республики, в которой La Primavera часто проигрывает ГСО и оперному театру.
В Татарстане нельзя было не затронуть и национального вопроса: кадров, которые могли бы донести до слушателя все богатство татарского языка, по мнению экспертов, не хватает.
![](/uploads/article/1f/9f/5c149c35cd069946.jpg)
Не иностранный мат и не студвесна: коллаборация спортсменов с музыкантами
Но и о хорошем тоже разговаривали. Новый ректор консерватории — деятельный и смелый, не проработав и нескольких месяцев, уже придумывает интересные коллаборации. Причем крайне неожиданные: так, для консерватории учебный год начинается с нового договора о сотрудничестве, заключенного... с Поволжским государственным университетом физкультуры, спорта и туризма. Его проректор Наталия Гречанникова рассказывала:
— Мы решили создать коллаборацию. Хочется, чтобы наши спортсмены, помимо того, чтобы были хорошими спортсменами, были гармонично развитыми, чтобы они несли культуру в массы. И воспитывались не на музыке, которая сейчас идет через «Студвесну», не через иностранную музыку, которую студенты слушают, не понимая перевода (а там часто, простите, мат)...
Вадим Дулат-Алеев объяснил:
— Мы начинаем с того, что будем делать некоторые общие проекты. Один из них — фестиваль «Национальные особенности в музыке и спорте». Это будет такой музыкально-спортивный фестиваль, на котором студенты-спортсмены и студенты-музыканты покажут национальные особенности музыкальных и спортивных традиций разных народов.
![](/uploads/article/b8/85/43cc94970e983f7a.jpg)
А в эксклюзивном комментарии для «Реального времени» ректор консерватории признался: он надеется, что все-таки появится возможность для развития полноценного музыкального молодежного театра на базе оперной студии Казанской консерватории.
—Те спектакли, которые делает студия, очень хорошо встречает публика. В сентябре у нас состоялись гастроли в Москве, — рассказал Вадим Дулат-Алеев. — Это настоящие, готовые музыкальные спектакли. Они получили высокую оценку и критиков, и публики. То есть наш коллектив уже функционирует как театр. Но мы бы хотели, чтобы у него появилась какая-то форма организации, которая позволит нам более интенсивно работать над постановками и делать их не две в год, а чуть больше...
![](/uploads/gallery/38/c6/8e8aa8340dcb5501.jpg)
![](/uploads/gallery/d6/42/b9cdc0337e358a4d.jpg)
![](/uploads/gallery/21/95/305ad6cafbf3f212.jpg)
![](/uploads/gallery/1e/01/6eb55f53412c654c.jpg)
![](/uploads/gallery/36/28/735e50bd5c8858ed.jpg)
![](/uploads/gallery/71/50/43c1d7162579d1a1.jpg)
![](/uploads/gallery/b7/9b/d3c45c7bbbbbb383.jpg)
![](/uploads/gallery/b2/2d/35c6ff239f80b055.jpg)
![](/uploads/gallery/01/77/545dc73634b13cae.jpg)
![](/uploads/gallery/00/c3/001e8de2ed2b0247.jpg)
![](/uploads/gallery/3d/ff/8bfbda7441c9ab32.jpg)
![](/uploads/gallery/d1/ca/3022ac0d02482533.jpg)
![](/uploads/gallery/61/ef/af26ea9612328ac8.jpg)
![](/uploads/gallery/20/68/06264cdf4225ccc3.jpg)
![](/uploads/gallery/49/03/4370f341158b5bb4.jpg)
![](/uploads/gallery/ca/9b/279df1a79240d483.jpg)
![](/uploads/gallery/60/9b/e69edb914ccc01ae.jpg)
![](/uploads/gallery/66/ad/19887fe7c8a5c624.jpg)
![](/uploads/gallery/1d/a7/d0b2676c137030ef.jpg)
![](/uploads/gallery/24/fb/760ce839824bfe4f.jpg)
![](/uploads/gallery/fa/08/b4773f51cde44467.jpg)
![](/uploads/gallery/ea/14/dd74fc093aef4a67.jpg)
![](/uploads/gallery/bc/a2/3c4e617d1711d3d3.jpg)
![](/uploads/gallery/c4/04/e0aa0788a8eaf298.jpg)
![](/uploads/gallery/0d/da/65c42ab2904ca52a.jpg)
![](/uploads/gallery/f1/ea/82da6e121ebb603e.jpg)
![](/uploads/gallery/dd/e8/7f37abc8abb5c063.jpg)
![](/uploads/gallery/ec/dc/d16aa9d45a06e9b4.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.