«Пора вывести мусульман из жреческого подполья»
Казанская школа мусульманского лидера будет вырабатывать навыки, как отвечать вербовщикам в ИГИЛ
Рассказывать о проекте «Махалля 2.0» приехали Айдар Хабутдинов, председатель экспертного совета Ресурсного центра по развитию исламского образования, Аммар Аль-Анси, координатор проекта, Айгуль Биктемирова, руководитель молодежного отдела духовного управления мусульман РТ, Резеда Сафиуллина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института и проректор по учебной работе Казанского исламского университета Рустам Нургалеев.
«Вывести мусульман из жреческого подполья»
Как рассказали сегодня на пресс-конференции, с 18 по 23 ноября в Казани будет работать школа мусульманского лидера «Махалля 2.1», являющаяся продолжением стартовавшей в 2014 году школы «Махалля 2.0».
Рассказывать о проекте «Махалля 2.0» приехали Айдар Хабутдинов, председатель экспертного совета Ресурсного центра по развитию исламского образования, Аммар Аль-Анси, координатор проекта, Айгуль Биктемирова, руководитель молодежного отдела духовного управления мусульман РТ, Резеда Сафиуллина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института и проректор по учебной работе Казанского исламского университета Рустам Нургалеев.
Организатором форума выступает Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ при поддержке Духовного управления мусульман РТ и Российского исламского университета.
Школа мусульманского лидера включает в себя пятидневный курс лекций и тренингов, основной целью которых является раскрытие потенциала молодых мусульман.
«Для эффективного существования в обществе, для взаимодействия с представителями других конфессий, да и с неверующими, может быть, даже, так и с госструктурами, необходимо наличие определенных навыков, умений, знаний», — для обеспечения этими навыками и умениями Школа и создавалась, прозвучало на встрече с журналистами.
Однако от тематического молодежного форума Школу мусульманского лидера будет отличать только одно направление — как отвечать вербовщикам в ИГИЛ (организация запрещена в России).
Об этом, отвечая на вопрос журналистов, рассказал Рустам Нургалеев.
– В первую очередь хочется выразить радость, что подобные проекты выводят мусульманскую общественность из такого жреческого подполья в реальный, живой мир, — начал проректор по учебной работе, — религиозный мусульманин с бородой, в тюбетейке, в платке — он перестает быть жрецом культа.
Он также отметил, что задача — не преподать религиозные догматы, а воспитать «здравомыслящую мусульманскую молодежь».
– Молодежь, которая может давать правильные здравые оценки тому, что происходит на политической карте мира. Ведь этот бренд «Исламское государство» на слуху у мусульман. Наша задача – дать правильное понимание ислама, чтобы на информационные атаки, на предполагаемую вербовку в интернет-пространстве молодой человек знал, что ответить, – заявил он.
Махалля – это просто название
Школа названа «Махалля 2.1», поэтому «Реальное время» решило спросить, реализованы ли подобные «квартальные общины» уже где-то в России. Напомним, что ранее под махалля подразумевалась территориальная община в населенных пунктах. Вопрос нашего корреспондента вызвал среди спикеров спор на тему: название – это просто дань прошлому, или общины актуальны.
За актуальность высказался только Нургалеев, но дискуссию не продолжил, поэтому Аммар Аль-Анси, координатор школы, заключил, что никакого отношения к реальному махалля проект не имеет.
– Целью нашего форума не является создание территориальных существований. XXI век, название дано в дань истории. Мы прекрасно понимаем, что это не актуально в России уже с начала ХХ века, – начал координатор и после небольшого спора с коллегами все же добавил: – В сельской местности, может, еще актуально. Нет цели создать идеальную модель, это просто форма взаимодействия активных мусульман.
«Речь идет не о махалля в традиционном понимании, когда на какой-то территории мусульмане ведут какую-то деятельность, речь идет об экстерриториальном понимании этого термина», – этим заключением Резеды Сафиуллиной споры были закончены.
Исламская академия как последнее звено мусульманского образования
Проректор по учебной работе Казанского исламского университета Рустам Нургалеев рассказал «Реальному времени» о принципиальном отличии будущей Исламской академии в Болгаре от Российского исламского университета.
– Исламский университет и академия – это совсем разные вещи. Университет – это другой уровень образовательного процесса. Мы предполагаем, что академия будет завершающей цепочкой. Начальная – медресе, среднее – бакалавриат, мы, Исламский университет, и высшее, которое, мы надеемся, будет реализовано в Академии, – начал Нургалеев.
– Академия не будет заниматься неподготовленными кадрами, это в первую очередь. Будет взаимодействовать с другими высшими учебными заведениями, в том числе с Российским исламским университетом и другими подобными, которых уже 7-8 в России: Дагестан, Уфа, Москва, – добавил проректор.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.